Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка в 2019 году

Понятие о «земле» и «земельном участке» законодатель вводит в земельном законодательстве. Эти понятия очень схожи, но имеют разное определение. Земля представляет собой какую-то определенную территорию, расположенную в том или ином месте. Это может быть объект для общего пользования, где прокладываются дороги, строятся города, располагаются водоемы, лесные зоны и другие объекты.

Земля в широком значении не может являться предметом сделок, ее невозможно продать или сдать в аренду, оформить на нее права собственности, т. к. она принадлежит государству и всему народу.

Требования к земельному участку несколько другие, он представляет собой ограниченную территорию и в зависимости от своего предназначения относится к определенной категории земель. Когда лицо приобретает участок, оно должно поинтересоваться, можно ли на нем осуществлять ту или иную деятельность. Например, участки, на которые поделена земля, принадлежащая садовому товариществу, предназначены для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В тоже время гражданин или юрлицо может приобрести участок в черте населенного пункта или за ним.

Понятие участка больше приближено к деятельности человека. Если земля в целом – это природный ресурс, то участок – это только какая-то ее часть, представляющая собой недвижимость, с которой можно совершать различные правовые действия.

Участки могут быть неделимыми, которые нельзя разделить так, чтобы они не потеряли свои свойства, и делимыми. В пределах населенного пункта, например, один участок можно передать одному застройщику, а другой – другому. Но в целом земля будет принадлежать муниципалитету, в отдельном случае частное лицо может получить разрешение на ее выкуп у государства, другим вариантом является аренда.

Обзор понятия и виды

Земля не может считаться бесхозной, если у нее нет конкретного собственника, то им является государство. Фактически это муниципальная собственность. До 1993 г. межевание земли в России не проводилось, но с выходом Земельного кодекса это стало возможным, а потому у отдельных участков появились собственники.

Участок определяется длиной и шириной, имеет площадь. У него есть и другие характеристики – месторасположение, почва, наличие водоема, присутствие рядом каких-либо объектов и т. д. У участка должно быть предназначение или вид использования, который будет разрешен в законном порядке.

Земли классифицируются категориями, исходя из их свойств. Но на одной и той же земле можно выделить различные участки, где человек будет вести различную деятельность.

Например, земля имеет определение сельской местности, на ней можно заниматься:

  • сельским хозяйством;
  • выращиванием скота;
  • научными и исследовательскими работами;
  • охотой и рыболовством;
  • личным подсобным хозяйством, а значит возводить жилые строения (частные дома) и нежилые хозяйственные постройки;
  • иными видами деятельности.

Когда земля предназначена для застройки, это обозначает, что возводить в различных местах (на участках) можно:

  • жилые строения;
  • производственные здания и цеха;
  • коммерческие постройки, офисы, торговые центры;
  • инженерные конструкции;
  • коммуникационные сети;
  • другое.

Само собой разумеется, что там, где находится участок с инженерными сооружениями, обеспечивающими, например, электроснабжение города, не могут быть возведены жилые дома. В зависимости от эксплуатации участка за ним закрепляется определенный вид, который чаще всего распространяется и на близлежащие зоны.

Например, можно различить такие основные виды участков, на которых можно:

  • заниматься сельским хозяйством;
  • проводить личное строительство (ИЖС);
  • вести подсобное хозяйство в некоммерческих целях (ЛПХ);
  • возводить личные жилые строения (ИЖД);
  • проводится выращивание плодов и овощей, т. е. вести дачное хозяйство без капитального строительства.

Чаще всего такие участки относятся к частной собственности. Если собственник будет использовать землю не по назначению, ему не избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов. Но разрешается сменить вид использования участка, для этого необходимо подать заявление и другие документы, решение принимается муниципалитетом.

Центральные условия

Для пользования земельным участком лицу необходимо ознакомиться с положениями закона, разобраться с категорией земли, к которой он относится, каким образом его можно рассматривать, как объект недвижимости.

Положения по закону

В России правоведение в отношении земель и земельных участков регламентируется:

  • Земельным кодексом;
  • различными Федеральными законами;
  • Гражданским кодексом;
  • Градостроительным кодексом.

Так, в ФЗ № 136 (25.10.01), в статье 11 даются различные понятия, которые помогают разобраться, как проверить земельный участок, и что следует понимать под этим определением:

  • что это такое;
  • как он образуется;
  • какими характеристиками следует описывать объект;
  • на каком основании его следует считать недвижимостью;
  • как перевести землю из одной категории в другую;
  • что такое муниципальная и частная собственность в отношении земли;
  • зачем ставить участок на кадастровый учет и что такое кадастр;
  • как отделить, выделить и распределить участки;
  • каким образом регистрируются права собственности на участок;
  • другие аспекты.

Разделение на категории

Категория земель определяется их целевым предназначением. Фактически под категорией следует понимать краткое описание свойств конкретных земель. Законодатель сформулировал данные понятия в Земельном кодексе.

В 14−18 главах говорится, в каком порядке, и согласно каким специфическим чертам должно происходить распоряжение землей при использовании для:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • размещения населенных пунктов;
  • промышленных объектов;
  • обороны и безопасности страны;
  • телекоммуникаций, радиовещания, связи;
  • транспорта;
  • энергетики;
  • в других целях.

Отдельно рассматривается вопрос о водных ресурсах и лесных зонах. Полный перечень категорий земель указан в Приказе № 540 (01.09.14), изданном Минэкономразвития РФ. На основании категории земли и вида земельного участка на нем может быть разрешена или запрещена конкретная деятельность.

Если, к примеру, участок земли является заповедной зоной, то там нельзя охотиться. Земля сельскохозяйственного назначения должна характеризоваться плодородной почвой и располагаться за пределами или граничить с населенным пунктом. Использовать такую площадь можно только для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок как объект недвижимости

Конституция РФ, глава 11 говорит о том, что вся земля в стране принадлежит народу.

Одновременно она может являться собственностью:

  • государства;
  • муниципалитета;
  • юридического лица;
  • гражданина.

К недвижимости участок можно отнести только с момента, как он пройдет госрегистрацию, ему будет присвоен уникальный номер. С момента прохождения регистрации, когда права собственности будут закреплены за каким-то лицом, участок можно запустить в оборот. Тогда возможна продажа, имущественный раздел, дарение, отчуждение, другие правовые действия с недвижимостью.

Когда согласно Конституции какое-то имущество является общенародным, это обозначает, что на права собственника накладываются определенные ограничения, т. е. он не может им распоряжаться только на свое усмотрение. Закон требует его использования только согласно назначению.

В таких случаях, например, землю, принадлежащую муниципалитету, находящуюся в черте города, нельзя отдать или продать какому-то лицу с целью разведения на ней подсобного или фермерского хозяйства. Когда участок предназначен под строительство жилого района в городе, его нельзя использовать для прокладки трассы и др. Для определения недвижимости участок должен характеризоваться различными параметрами и стоимостью.

К идентификационным признакам участка, как недвижимости, относятся:

  • кадастровый номер;
  • номера отдельных его частей, если он большой;
  • адрес расположения;
  • площадь всего участка и отдельных его частей;
  • реквизиты собственника или совладельцев;
  • характеристика расположенных на нем сооружений или иных объектов, площадь каждого в отдельности;
  • границы всего участка и отдельных его частей;
  • назначение земли;
  • статус.

В ГК, ст. 130 дается определение земельному участку, как вещи, на которую могут возникать имущественные и иные права, совершаться сделки и различные действия не правового характера. Права владения на участок, как недвижимость, могут устанавливаться на бесплатной основе или платной.

Если гражданин уже владеет участком, т. е. получил его от государства во временное или бессрочное пользование, то он уже не сможет от него отказаться, и ему необходимо, например, в 2019 году пройти приватизацию. В результате приватизации государственного имущества права собственности закрепляются за гражданином.

На основании договоров различного характера права собственности будут переданы от собственника другому лицу, когда произойдет:

  • покупка или продажа земли;
  • мена;
  • рента;
  • дарение;
  • наследование;
  • другая сделка по отчуждению имущества.

В некоторых случаях недвижимость (участок) можно выкупить у государства по кадастровой стоимости, если муниципалитет даст такое разрешение.

Какие действия разрешены

Использование земель для личного подсобного хозяйства определено в ФЗ № 112, ст. 4. От местоположения земли будет зависеть, как ее можно использовать. Если приусадебный участок, который собственник использует для ЛПХ расположен в черте города, то фактически он становится схожим с землей, предназначенной для индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Такой участок может успешно использовать многодетная семья не только для ведения хозяйства, но и строительства дома. Для семей, когда много родственников проживает вместе, это самый удобный вариант. В таком жилом доме можно зарегистрироваться (прописаться), а на земле дополнительно возвести хозяйственные сооружения, гараж.

Конечно, при строительстве должны быть учтены санитарные, пожарные, градостроительные и другие нормы, тогда дом без проблем будет введен в эксплуатацию. Сама земля может использоваться для выращивания фруктов и овощей, т. е. фактически она частично будет кормить большую семью. Если участок расположен за городом, то на нем можно организовать фермерское хозяйство также с постоянным проживанием в капитальном жилом доме.

В другом случае участок можно использовать под дачу, где возможен не только отдых в летнее время, но и ведение садово-огороднического хозяйства. Но не во всех случаях тип земли позволяет на ней возводить капитальные жилые дома, куда будут подведены необходимые коммуникации. Если в доме невозможно проживать круглогодично, значит и прописаться в нем будет нельзя.

Если участок расположен далеко от населенного пункта, и относится к степным или полевым территориям, то его можно использовать для выпаса скота или выращивания сельскохозяйственных культур, но возвести там жилое строение невозможно. На полевых участках запрещено капитальное строительство. Постройки могут носить хозяйственный и временный характер. Например, в полевых условиях можно возвести баню, но без фундамента, а значит, специальное разрешение на строительство не потребуется.

Прочие уточнения

Участки, которые выделяет государство или муниципалитет для целевых нужд гражданам, могут иметь минимальную или максимальную площадь, у них может быть прямоугольная форма или квадратная, треугольная. Все зависит от того, как было сделано межевание.

В каждом регионе местные власти определяют допустимые нормы земли, которые они могут выделить из земельного фонда, например, под размещение гаражного кооператива, приусадебного хозяйства садового товарищества, под индивидуальное строительство. В основном нормы зависят от объема земель, которые числятся у муниципалитета как не задействованные, т. е. не используются с пользой.

В ФЗ № 112, с. 4 , п. 5 сказано, что максимальная площадь, например, для ЛПХ не может превышать 0,5 га. В дальнейшем собственнику можно увеличить этот размер, но не более чем в 5 раз. Минимальный размер не может быть меньше 2,5 га.

Временный статус

Данные о каждом участке содержатся в государственном кадастре до тех пор, пока на него не будут оформлены права владения, т. е. у них только временный характер. Такой участок можно купить у государства или муниципалитета, получить на бесплатной основе, взять в аренду.

С момента оформления прав на владение в кадастре сведения изменятся на постоянные. Временный статус обозначает всего лишь, что на участок ни у кого нет прав, − ни частной собственности, ни аренды.

Согласно закону, если в течение 2-х лет никто не заявит права на землю, имеющую временный статус, она должна быть снята с кадастрового учета, но в реальности сроки намного больше.

Кадастровые сведения

По сведениям, которые хранятся в Кадастровой палате, участок может числиться, как:

  • временный;
  • ранее учтенный;
  • учтенный;
  • архивный;
  • аннулированный.

Учтенным участок становится с момента, как на него кто-либо получит право владения.

Существует несколько ситуаций, когда происходит аннулирование сведений об участке:

  • Если гражданин запланировал выкупить землю у государства или пройти приватизацию, оформить аренду, но не сделал этого в течение 2-х лет. Это касается участков, которые ставились на учет после 2008 г. Например, семья получила пособие на 3 ребёнка и дополнительно за счет материнского капитала решила выкупить землю и начать строительство, подала документы, но не прошла процедуру до конца. По истечении 2 лет выкупить участок смогут другие граждане.
  • Отказано в межевании участка по разным причинам. Многие граждане даже не спешат это делать, ведь процедура является платной, а владелец, например, планирует продавать землю.

Статус ранее учтенного участок может иметь, если на него права владения возникли до марта 2008 г. В кадастре могут находиться различные сведения, если участок не прошел межевание, то у него может и не быть границ.

В отношении таких участков нередки случаи, когда правоустанавливающие документы на них есть, а сведений в кадастре нет. Владелец может подать заявление с просьбой о внесении данных. Фактически статус ранее учтённый получили все участки, межевание которых было совершено до 2000 г. или до выхода закона о земельном кадастре.

Возможные ограничения и обременения

Ограничения могут быть наложены на оборотоспособность участка, т. е. насколько возможна его передача другому собственнику или владельцу. Для примера можно взять реорганизацию юрлица. Но иногда участок может быть исключен из оборота вообще и его никак нельзя получить в частную собственность.

К таковым землям относятся:

  • заповедники;
  • охраняемые государством парковые зоны;
  • места захоронения военных или радиоактивных отходов;
  • территории расположения военных баз, войск;
  • местности, расположенные вблизи границ.

Ограничение в обороте накладывается на ценные для государства земли или те, где расположены стратегически важные объекты, местности, имеющие культурное наследие для страны. Если участок попадает под такие категории, с ним нельзя совершать сделки отчуждения. Участок может иметь обременение.

Его могут наложить и местные власти, но чаще всего временный запрет на совершение с землей каких-либо операций накладывается по причине:

  • сдачи ее в аренду на платной или безвозмездной основе;
  • передачи земли в залог при оформлении ипотеки или другого кредита;
  • того, что требуется удовлетворить нужды государства или частного лица, обременение накладывает сервитут, например, через личный участок должна пройти магистраль, линия электропередачи;
  • судебного разбирательства, когда на землю есть несколько претендентов;
  • наложения ареста из-за долгов собственника;
  • возникновения других ситуаций.

Возникающие нюансы

Для граждан оптимальным вариантом для собственности является участок, имеющий статус ЛПХ, который нельзя будет использовать в коммерческих целях. Он может приобрести его или взять в аренду у местных властей, частного лица. Но фермеру необходимо знать, куда обращаться при появлении излишков продукции, которые требуется реализовать.

Специальная справка выдается в местной администрации, имея ее на руках владелец может продавать овощи и фрукты со своего огорода, если они соответствуют санитарным нормам. При этом выручка не будет облагаться никакими налогами.

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2019 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

 
Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

  • в отношении территорий и земель, находящихся федеральном подчинении – правительством страны;
  • в отношении земель и территорий , относящихся к муниципальной или частной собственности – органы региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления (в зависимости от формы собственности).

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане  РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2019 году

Как и в 2016 году, в новом 2019 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2019 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2019 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

В первый день нового года вступит в силу новая редакция Земельного кодекса. Изменится порядок установления сервитута, а также правила изъятия участков в целях комплексного развития территорий городов и сёл.

Поправки, которые вступят в силу с 1 января 2019 года, были утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ. Некоторые изменения носят исключительно технический характер, а другие – упрощают порядок изъятия земельных участков, на которых планируется строить объекты инфраструктуры.

Установление публичного сервитута

В будущей редакции пп.3 п. 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ будет прописано, что публичные сервитуты могут устанавливаться для размещения на участках межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним. Сейчас этот пункт предусматривает предоставление публичного сервитута для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним. Поправки к нему утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Одновременно в статье 24 Земельного кодекса РФ уточняется, что работники организаций транспорта, лесной промышленности, лесного и/или охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов по заявлению могут получить в безвозмездное пользование участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий.

Новые основания для аренды земли без проведения торгов

С нового года Земельный кодекс РФ изменится и в связи со вступлением в силу некоторых норм Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ. По новым правилам, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут заключать без проведения торгов в двух дополнительных случаях:

  • при предоставлении земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
  • при предоставлении земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Соответствующие поправки вносятся в статью 39.6 Земельного кодекса РФ. В то же время дополняется статья 39.8 Земельного кодекса РФ, в новой редакции которой сказано, что сроки действия договоров об аренде в новых двух случаях не могут превышать сроки действия соглашений о комплексном развитии территории или периоды, предусмотренные на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того, в статье 46 Земельного кодекса РФ с 1 января 2019 года будет указано, что расторгнуть подобные договоры аренды власти могут, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения арендатором своих обязательств.

Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2019 года действует редакция  статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации.

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления изложены в новой статье кодекса – 56.12. В ней уточняются:

  • основания для принятия решения об изъятии;
  • обязанности органов местного самоуправления, принявших такое решение;
  • требования к соглашению, заключаемому в связи с изъятием участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • положения, касающиеся перехода прав собственности на участки;
  • иные нормы, регулирующие договоры о комплексном развитии территорий и об аренде.

Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

Согласно требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, одним из шагов при подготовке к проведению аукциона по продаже или предоставлению в аренду земельного участка по инициативе заинтересованных лиц является осуществление кадастрового учета и регистрация прав собственности. Сейчас действует правило, по которому обратиться с заявлением о регистрации прав и кадастровом учете могут только лица, заинтересованные в предоставлении этого участка. С 1 января 2019 года соответствующие заявления смогут обращаться подавать еще и кадастровые инженеры, выполнившие кадастровые работы в целях образования земельного участка. При этом никаких доверенностей либо иных уполномочивающих документов им не понадобится.

Новшества в правилах подачи ходатайства о смене вида разрешенного использования

Федеральный закон 361-ФЗ уточнил также нормы статьи 39.15 Земельного кодекса РФ. С ближайшего воскресенья в ней появится новый пункт следующего содержания:

10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

  1. с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
  2. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  3. с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
  4. с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Технические поправки

Среди иных поправок – уточнение наименования закона о государственной регистрации участков и реестра, содержащего сведения об объектах недвижимости. Соответствующие корректировки имеются по всему тексту Земельного кодекса РФ.

В первый день нового года вступит в силу новая редакция Земельного кодекса. Изменится порядок установления сервитута, а также правила изъятия участков в целях комплексного развития территорий городов и сёл. Поправки, которые вступят в силу с 1 января 2019 года, были утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ. 

Некоторые изменения носят исключительно технический характер, а другие – упрощают порядок изъятия земельных участков, на которых планируется строить объекты инфраструктуры. Установление публичного сервитута

В будущей редакции пп.3 п. 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ будет прописано, что публичные сервитуты могут устанавливаться для размещения на участках межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним. Сейчас этот пункт предусматривает предоставление публичного сервитута для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним. Поправки к нему утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Одновременно в статье 24 Земельного кодекса РФ уточняется, что работники организаций транспорта, лесной промышленности, лесного и/или охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов по заявлению могут получить в безвозмездное пользование участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. 

Новые основания для аренды земли без проведения торгов С нового года Земельный кодекс РФ изменится и в связи со вступлением в силу некоторых норм Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ. По новым правилам, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут заключать без проведения торгов в двух дополнительных случаях: при предоставлении земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; при предоставлении земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Соответствующие поправки вносятся в статью 39.6 Земельного кодекса РФ. 

В то же время дополняется статья 39.8 Земельного кодекса РФ, в новой редакции которой сказано, что сроки действия договоров об аренде в новых двух случаях не могут превышать сроки действия соглашений о комплексном развитии территории или периоды, предусмотренные на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того, в статье 46 Земельного кодекса РФ с 1 января 2019 года будет указано, что расторгнуть подобные договоры аренды власти могут, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения арендатором своих обязательств. Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2019 года действует редакция статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации. 

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления изложены в новой статье кодекса – 56.12. В ней уточняются: основания для принятия решения об изъятии; обязанности органов местного самоуправления, принявших такое решение; требования к соглашению, заключаемому в связи с изъятием участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; положения, касающиеся перехода прав собственности на участки; иные нормы, регулирующие договоры о комплексном развитии территорий и об аренде. Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет Согласно требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, одним из шагов при подготовке к проведению аукциона по продаже или предоставлению в аренду земельного участка по инициативе заинтересованных лиц является осуществление кадастрового учета и регистрация прав собственности. Сейчас действует правило, по которому обратиться с заявлением о регистрации прав и кадастровом учете могут только лица, заинтересованные в предоставлении этого участка

С 1 января 2019 года соответствующие заявления смогут обращаться подавать еще и кадастровые инженеры, выполнившие кадастровые работы в целях образования земельного участка. При этом никаких доверенностей либо иных уполномочивающих документов им не понадобится. Новшества в правилах подачи ходатайства о смене вида разрешенного использования Федеральный закон 361-ФЗ уточнил также нормы статьи 39.15 Земельного кодекса РФ. С ближайшего воскресенья в ней появится новый пункт следующего содержания: 10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления: с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения 

Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки; с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка; с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую. Технические поправки

Среди иных поправок – уточнение наименования закона о государственной регистрации участков и реестра, содержащего сведения об объектах недвижимости. Соответствующие корректировки имеются по всему тексту Земельного кодекса РФ.

 

fector.ru
Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка в 2019 году
Что говорится в Земельном кодексе об аренде земельного участка в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: