Дискуссии о внедрении электронной системы регистрации граждан идут в правительстве Российской Федерации с 2013 года. Идея перехода на электронные документы уже давно получила воплощение в развитых странах, и с нового года она реализуется и на территории России.
Органы власти официально заявили, что каждый гражданин сможет получить новый паспорт с первого дня 2022 года, при этом удостоверения личности старого формата не будут изыматься вплоть до 2035 года. Этот шаг имеет ряд преимуществ как для обычных граждан, так и для государства:
- Лучшая защита документа от подделок.
- Снижение расходов на выпуск паспортов, которые частично покроются за счёт госпошлины.
- Потенциальное совмещение в одном электронном паспорте нескольких функций: содержание данных медицинской карты, информация об отпечатках пальцев владельца или использование как платёжного средства.
Такие качества предполагают положительное отношение граждан к данной государственной инициативе, которая может быть омрачена только одним обстоятельством – сложностью переходного периода.
Аргументами в пользу ввода в оборот удостоверений с чипами называют:
- Снижение расходов на выпуск.
- Улучшенная степень защиты в сравнении с бумажным аналогом.
- Многофункциональность документа. Возможность получения доступа сразу к нескольким видам услуг: медицинские данные, биометрическая информация, ЭЦП.
- Снижение количества подделок из-за сложности выпуска и коррупции в органах.
История внедрения электронных паспортов в России:
Дата Событие 27.07.2010 г. Принятие Закона № 210-ФЗ февраль 2012 г. Пилотный выпуск УЭК в 9 регионах РФ январь 2013 г. Старт общероссийского выпуска УЭК февраль 2013 г. Внесение законопроекта о вводе электронных паспортов гражданина весна 2013 г. Замена региональных социальных карт на УЭК 21.12.2016 г. Принятие законопроекта об отмене работы УЭК в РФ 01.01.2022 г. Планируемый старт выпуска электронных паспортов 16.04.2016 г. Публикация Постановления Правительства РФ № 315 об изменении даты старта ввода электронных удостоверений март 2018 г. Новая дата запуска проекта «Электронный паспорт гражданина» В России с 2022-го года начнут выдавать электронные паспорта
По заявлениям руководства РФ планировался старт выдачи электронных удостоверений личности с 1 января 2022 года. Для адаптации системы предлагалось ввести срок до 2025 года. В период 2022 – 2025 гг. в России должны были существовать параллельно два типа паспортов: обычный на бумажном носителе и пластиковый с электронным чипом. Но начало функционирования электронных паспортов в РФ отложено до начала марта 2018 года. До марта 2018 года будут выдаваться еще удостоверения на бумажном носителе. Ожидаемая дата полной замены паспортов у населения – 2022 год.
Как выглядит электронный паспорт гражданина РФ 2022
Практика использования пластиковых паспортов со встроенными электронными чипами не нова в мире. При разработке российского образца за основу был взят опыт других государств и российских УЭК. Электронный паспорт гражданина РФ будет:
- выполнен из пластика – более износостойкий;
- содержать персональные данные (СНИЛС при согласии гражданина);
- иметь многоуровневую защиту;
- действителен 10 лет после выдачи;
- определять местонахождение радиочастотным способом;
- предоставлять либо ограничивать доступ к услугам или перемещению.
Дизайн электронных паспортов будет стандартизирован. На лицевом обороте размещается 2 фотографии гражданина. Одна обычная, вторая нанесена лазером. Дополнительно лазерный вариант фото добавляется и на оборотную сторону «пластика». Если паспорт выдан несовершеннолетнему, то на оборотной стороне указываются данные о представителях ребенка и фотография не является обязательной. К слову, фото будет выполняться при оформлении электронного паспорта сразу в электронном виде. Бумажного экземпляра фотографии не будет.
Процедура получения
Выдача электронных паспортов будет происходить платно. Но точный размер пошлины пока не оглашен. Ориентировочно сумма госпошлины будет составлять 200 – 700 руб. Обязательного условия замены текущего бумажного удостоверения электронным аналогом пока не вводится. Обмен будет происходить исключительно по желанию граждан и на основании их заявления. При выдаче нового паспорта старый будет необходимо сдать. Владеть двумя внутренними паспортами одновременно запрещается.