Что нужно знать о возможных размерах земельного участка в 2019 году

В российском законодательстве установлены строгие правила о градостроительстве и использовании земли. Земля — самый ценный и дорогой ресурс для людей, поэтому со всех точек зрения важно целесообразно ее эксплуатировать.

Для рационального пользования государственными и муниципальными землями предусмотрены порядок, правила и нормы размеров участков, площадей располагаемых на них объектов.

Часто при получении земли граждане сталкиваются с отказом органов власти предоставить участок требуемого размера. Как доказать обоснованность своих претензий? Необходимо изучить действующее законодательство, сложившуюся практику и осуществлять решения в соответствии с регламентом.

Законодательные нормы

В соответствии с Градостроительным кодексом России, принятым в 2004 году 29 декабря, устанавливаются правила обустройства в городах и прочих населенных пунктах.

В 30-ой статье кодекса указано, что верхние и нижние границы площади земельного участка утверждаются на уровне муниципальных властей — путем принятия Правил землепользования и застройки. В этих же актах определяются методы и нормы отнесения земли к различным видам пользования (для каждого вида пользования применяются определенные лимиты размеров участков).

Статья 30. Правила землепользования и застройки

Максимум и минимум размера участка обязательно учитывается в следующих случаях:

  • процедура разделения единой площади на части;
  • выделение частной земли из фонда государственных и муниципальных земельных участков;
  • решение вопроса о доступности или невозможности перераспределения земель (осуществления прирезок);
  • сдача муниципальных или государственных земель в аренду частным лицам для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, развития сельского (подсобного или фермерского) хозяйства, животноводства, дачного жилья;
  • разделение, объединение, перераспределение сельскохозяйственных земель, в результате чего создаются новые целые участки;
  • выделение и создание отдельных участков из земли сельскохозяйственного предназначения, орошаемой искусственно, либо, напротив, осушаемой земли;
  • выделение в обособленный земельный участок невостребованных земельных долей;
  • выделение из сельскохозяйственных земель, предназначенных для подсобного и крестьянского хозяйства, отдельных участков.

Лимиты устанавливаются субъектами России и муниципальными образованиями.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Максимальный и минимальный размер земельного участка для строительства жилого дома

Земельный кодекс России регламентирует порядок выдачи земли из государственной и местной собственности частным лицам для индивидуального жилищного строительства, а также предельные размеры выделяемых участков по нижним и верхним лимитам.

В 33-ей статье кодекса указано, что нормы, которыми необходимо руководствоваться для установления размера «жилой» земли, содержатся в Правилам землепользования и застройки на региональном и муниципальном уровнях.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Под каждый вид пользования земли административные власти выводят участки соответственно планам по зонированию, и для каждого вида существуют свои нормы, причем на разных территориях нормы тоже будут разные.

Чтобы узнать конкретные нормы в своей местности, необходимо обратиться за справкой в административные органы района или населенного пункта.

Основами в определении лимитов площади являются 30-ая статья Градостроительного кодекса и статья 11.9 Земельного кодекса России.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Когда земли передаются для ИЖС из государственной, региональной и муниципальной собственности, то нормы и пределы выделяемых участков определяются федеральными, региональными и местными властями.

Поэтому на официальном уровне конкретного размера земельного участка для строительства жилого дома нет.

При рассмотрении сетки пределов по территориям можно вывести среднее минимальное значение — 3 сотки, или 0,03 га, земли для индивидуального строительства жилья. В некоторых местных нормативно-правовых актах этот показатель больше в 2-5 раз.

На нормативы влияют следующие критерии:

  • спрос на землю;
  • плотность населения на землях;
  • площадь земли в собственности субъекта или муниципалитета, которую можно передать для ИЖС;
  • уровень экономики и благосостояния на территории.

Также среди важных факторов — количество жильцов в будущем жилом доме и предполагаемая площадь дома.

Нормы, утверждаемые нормативно-правовыми документами, в обязательном порядке соотносятся со стандартами безопасности и санитарно-техническими требованиями.

Осведомиться о действующих на территории лимитах можно в органах местного самоуправления — обычно к ним прикрепляются отдельные подразделения или службы, занимающиеся градостроительными и земельными вопросами.

Пределы в среднем по стране варьируются от минимума в 3 сотки до максимума в 30 соток.

На верхнюю границу размеров влияет, кто собственник земли — федеральные власти, региональные или местные, поскольку ресурсы и возможности каждого уровня различаются и учету подлежат разные показатели.

Образец паспорта гражданина РФ

Порядок оформления

При получении земельного участка необходимо придерживаться не только нормативов законодательства, но и соблюдать интересы соседей, ведь спорные судебные случаи связаны именно с нарушением соседских прав.

Важно контролировать установку точек вокруг участка и их расположение на границах, без входа на окружающие участки. Необходимо выбрать надежную фирму, предлагающую услуги межевания, и присутствовать при замерах площади бригадой геодезистов.

Поэтому с самого начала процедуры нужно строго придерживаться правомерного документального оформления при получении земли.

Какие документы требуется подготовить:

  • паспорт в оригинале и копии либо иной аналогичный документ;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере, установленном Налоговым кодексом России; с гражданско-процессуальной точки зрения органы власти не вправе требовать чек, отсутствие квитанции не является основанием для отказа в принятии документов, для удостоверения в фактической оплате пошлины сотрудники могут проверить информацию через систему межведомственного коммуникационного обмена;
  • акт о получении участка — о предоставляемом праве, о владении и т.п.;
  • при наличии — прочие подтверждающие документы (договор дарения, мены, свидетельство о праве на наследство, купли и пр.);
  • заявление на регистрацию права собственности.

Все операции по государственному признанию прав на имущество возложены на ведомство Министерства экономического развития России — Росреестр (ФСГРКК). В отделения этого учреждения и подаются заявки на новые записи в реестры прав.

В качестве поддержки на всей территории России действуют многофункциональные оперативные центры «Мои документы», которые также занимаются приемом запросов на государственные юридические действия.

В 218-ом федеральном законе, принятом в 2015 году 13 июля, содержится регламент со всеми нюансами регистрации. Согласно этому акту срок рассмотрения и осуществления регистрационных действий зависит от способа подачи документов и оказываемых услуг — отдельная запись права либо одновременно осуществление и кадастрового учета, и запись права собственности.

Срок отсчитывается от момента представления заявления — операционист обязан выдать соискателю расписку с датой и временем приема документации. Если гражданин подал заявку через МФЦ либо отправил почтовым письмом или по электронному телекоммуникационному каналу связи, то также формируется и выдается расписка — в бумажной или компьютерной форме — правило 18-ой статьи 218-ого Закона.

Стандартные сроки для регистрации нового права собственности или изменения данных в реестре — от 5 до 12 дней без учета выходных и праздников (трудовые дни), т. е. максимальный период ожидания составляет 2 недели.

Обычно 2 недели длится операция по постановке на кадастр и внесению записи в ЕГРН заявлений, поданных через центры «Мои документы», поскольку они являются посредниками между населением и государственными структурами. При обращении непосредственно в структуры Росреестра срок будет меньше.

Остальные сроки при отсутствии затруднений:

10 трудовых дней Кадастровый учет и регистрация прав через Росреестр.
12 трудовых дней Кадастровый учет и регистрация прав через МФЦ.
7 трудовых дней Регистрация прав через Росреестр.
9 трудовых дней Регистрация прав через «Мои документы».
5 трудовых дней Постановка на кадастр через ФСГРКК.
7 трудовых дней Постановка на кадастр через «Мои документы».
5 трудовых дней Кадастровый учет и регистрация прав по судебному постановлению через ФСГРКК.
3 трудовых дня Регистрация наложения или снятия обременений на недвижимость по судебному постановлению через Росреестр.
3 трудовых дня Регистрация прав, возникающих по гражданским договорам, праву наследования, праву на общее имущество и т.д. — через ФСГРКК.
1 день Регистрация прав, возникающих по гражданским договорам, праву наследования, праву на общее имущество и т.д. — через «Госуслуги» на электронном портале Правительства России.
5 трудовых дней Регистрация прав, возникающих по гражданским договорам, праву наследования, праву на общее имущество и т.д. — через «Мои документы».
5 трудовых дней Регистрация ипотеки жилья через Росреестр.
7 трудовых дней Регистрация ипотеки жилья через «Мои документы».

Проверять готовность документов имеет смысл лишь после окончания срока для обработки запроса.

Узнать о готовности документов по государственному признанию прав можно:

  • путем посещения органа подачи заявки, — вероятно, придется ожидать в очереди на приемное окно;
  • позвонить в отделение Росреестра — номера нужно найти на сайте организации;
  • воспользоваться сервисом Росреестра на электронном портале.

Чтобы применить онлайн-функционал ведомства, необходимо зарегистрироваться в системе, — создать учетную запись и электронный личный кабинет с аутентификацией либо ввести логин и пароль аккаунта в «Госуслугах».

Инструкция:

  1. На лицевой странице сайта ФСГРКК найти раздел «Сервисы».
  2. Выбрать услугу «Проверка исполнения заявления (запроса).
  3. В сформировавшемся поле заполнить пустую графу — номер заявления, указан в расписке в формате 11/11/1111-111.
  4. Ввести текст с антибот-изображения.
  5. Нажать на кнопку «Проверить» и отправить запрос.

Варианты ответа:

Если документы обработаны и готовы к выдаче Появится строка о том, что результат направлен заявителю (в отделение, по почте либо по электронному каналу — в зависимости от сделанного заявителем выбора при подаче заявления).
Если документы еще не готовы Будет дана информация о статусе операции «Документы находятся в обработке». Законодательством предусмотрены случаи для отказа во внесении записей о правах или приостановлении в рассмотрении дела, поэтому, если истек срок для оказания услуги, а статус документов все еще находится в обработке, нужно обращаться за информацией в территориальное отделение Росреестра или МФЦ.

Образец заявления на регистрацию права собственности:

Для садоводства

Под садоводством могут подразумеваться различные цели — дачное строительство или крестьянское хозяйство, ЛПХ и т. д. В зависимости от вида разрешенного пользования размеры земельных участков отличаются.

Примеры лимитов в 2019 году:

Садоводческий участок в Московской области Имеет минимальный размер в 6 соток.
В Ленинградской области От 5 соток.
В Нижегородской области От 2 соток.
В Свердловской области От 11 соток.

Если ни регион, ни муниципалитет не определил нормы и границы площадей, то действуют федеральные значения:

Для садового хозяйства От 6 до 15 соток.
Для огородного хозяйства От 4 до 10 соток.
Для строительства дачи От 6 до 25 соток.

Также действует нормативы пропорций: для садоводства площадь участка не должна быть меньше 400 квадратных метров, а его ширина — не менее 8 метров.

Обоснование

Часто власти выделяют участки по размерам, недостаточным для оптимального их разрешенного использования. В таких ситуациях гражданам нужно предоставить целесообразное обоснование требуемого размера.

Также нередки случаи, когда уполномоченные органы и должностные лица выдают отказ в предоставлении земли, мотивируя решение тем, что указанные в заявлении размеры земли существенно больше размеров сооружений, которые планируется на них возвести.

Для разрешения споров между гражданами и органами власти предусмотрена судебная процедура расчета-обоснования площади земли.

Назначенный эксперт осуществляет следующие действия:

  • аналитическое исследование материалов спора;
  • определение нахождения земли и месторасположения на нем объектов, известных показателей и свойств участка, предназначения объектов на территории;
  • осмотр на месте — соотнесение реальных и документальных данных, проверка действительного назначения земли и объектов на ней;
  • запрос на дополнительные сведения в судебные органы;
  • сбор нормативно-правовой базы по всем полученным данным;
  • расчетная деятельность — определение площади земли, объектов, их соотношений и пропорций для воплощения предназначения участка, распределение технического оборудования на участке по техническим и санитарным нормам, необходимого инвентаря, инфраструктуры, дополнительных объектов; в результате всего расчета выводится объективная требуемая площадь земли.

Проведенный расчет-обоснование позволит гражданину предоставить мотивированное заявление в органы власти для получения земельного участка указанных размеров.

Как узнать площадь через кадастровый номер

При регистрации объекта в Росреестре обязательно производится его постановка на кадастровый учет. В ходе процедуры каждому земельному участку присваивается кадастровый номер.

Такой номер не меняется на все время существования определенного участка. Лишь при операциях по объединению, разделению земли, когда участок теряет индивидуальные идентификационные характеристики, вновь образованные земли получают новые номера кадастрового учета.

Номер указывается в кадастровом паспорте земли. Паспорт выдается при первичном постановке на учет, а также по запросу собственника (платная услуга).

Зная кадастровый номер, можно найти землю на карте Росреестра, — сервис ведомства на официальном сайте позволяет легко и быстро выполнить эту операцию. Сайт предоставит информацию об участке, в т.ч. его площади.

Также доступны более традиционные способы получения сведений — личным обращением в ведомство, по телефонному звонку, направлением почтового письма. Размеры земельного участка по кадастровому номеру можно узнать путем запроса выписки из реестра ЕГРН.

Строительство дома на дачном участке

должно быть узаконено и оформлено по всем правилам.

Что такое признание права собственности на земельный участок — читайте в этой статье.

Как происходит передача земельного участка в собственность бесплатно — мы расскажем далее.

С 1 января 2019 года вступают в действие новые положения закона о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти регистрацию в ЕГРП. Кроме того, продолжится поэтапный переход на применение кадастровой оценки земли, что приведет к дальнейшему повышению налоговой нагрузки.

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2019 года

До конца 2016 года собственники земельных участков должны зарегистрироваться в ЕГРП, что зафиксировано в законе №251-ФЗ. В противном случае наделы перейдут в муниципальную собственность, что чревато различными проблемами. В рамках нового закона, земельный надел будет снят с кадастрового учета, если в течение пяти лет после постановки на учет участок не был внесен в ЕГРП.

Нововведения станут проблемой для рядовых дачников, которые не успели пройти процедуру регистрации. При этом «бывший» собственник земли не узнает, о переходе земельного участка муниципальным властям, поскольку для суда данный надел является «бесхозным». Не спасет ситуацию даже наличие постройки на участке, если надел не поставлен на учет в ЕГРП.

В рамках принятых изменений, собственникам участков придется сделать межевание, в противном случае будет ограничено право на продажу, передачу в наследство и т.д. Данная норма вступает в силу с 2018 года. Помимо учета в ЕГРП, проблемным вопросом является переход на применение кадастровой оценки участков.

Сомнительная стоимость

Со следующего года при расчете земельного налога будет применяться кадастровая оценка участка. Если ставка налога останется без существенных изменений (0,1-2%), то стоимость участков вырастет в разы, что станет настоящей проблемой для рядовых налогоплательщиков.

Утвержденные изменения предполагают исключительное право государства осуществлять оценку участка, которая будет отображаться в кадастре с 2019 года. На данный момент определить кадастровую стоимость могут представители специализированных частных компаний. В результате появится государственная монополия, что приведет к негативным последствиям и возможным манипуляциям, считают эксперты. По сути, региональные власти будут сами проводить оценку и утверждать ее результаты.

Кроме того, появится необходимость в дополнительном штате чиновников, которые будут проводить оценку в специализированных государственных учреждениях – ГБУ. Данное намерение властей явно контрастирует со стремлением экономить государственные расходы, что стало необходимостью после начала кризиса.

Еще один проблемный момент – определение кадастровой стоимости. В некоторых ситуациях кадастровая оценка участка существенно превышает его рыночную стоимость, что вынуждает граждан обращаться в суд для защиты своих интересов. В результате чиновники разработали новую методику определения стоимости, которая поможет решить существующие проблемы. Данный процесс будет унифицирован и стандартизирован, что нивелирует влияние ситуативных факторов. Эксперты подчеркивают, что достоверное определение стоимости участка зависит от полноты информации, которой владеет оценщик.

Борьба за свои интересы

Среди положительных моментов изменений, которые вступают в силу в следующем году, можно отметить усовершенствование механизма, который поможет уточнить кадастровую стоимость участка. Собственники смогут инициировать внесение уточнений в кадастровую оценку, с учетом текущей динамики рынка земли. Таким образом граждане получат дополнительные возможности для снижения расходов на оплату налогов.

На данный момент граждане вынуждены обращаться в суд в следующих ситуациях:

  1. Утвержденная кадастровая оценка превышает рыночную стоимость.
  2. Некорректные данные, которые применяются для проведения оценки.

Действующая судебная практика подтверждает, что более половины граждан, которые отстаивают свои интересы в суде, добиваются пересмотра кадастровой стоимости. В результате удается существенно снизить рассчитанную сумму налога, который подлежит уплате в бюджет.

Экономические реалии

Изменения в кадастровом учете, вступающие в действие с 1 января 2019 года, связаны с экономическими реалиями. Власти стремятся увеличить бюджетные поступления, для чего необходимо перейти на применение рыночной стоимости земли.

Ранее собственники участков могли оперировать инвентаризационной оценкой, которая была существенно ниже реальной стоимости земельного надела. Дополнительные налоговые платежи помогут стабилизировать дефицит бюджета, который в нынешних условиях является главной проблемой чиновников.

Однако эксперты отмечают, что предложенная реформа не приведет к экономии государственных расходов. Создание ГБУ потребует увеличить штат чиновников, что в свою очередь увеличит затраты бюджета.

С 2019 года вступает в действие ряд изменений в части кадастрового учета. Собственники земельных наделов должны будут поставить на учет свои участки в ЕГРП, в противном случае земля перейдет в муниципальную собственность.

Кроме того, расчет налога будет производиться на основании кадастровой оценки земельных участков.

Читайте также:

  • Налог на квартиру в 2019 году
  • Курортный сбор в 2019 году: налог для туристов
  • Новый закон о дачах с 2019 года

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

fector.ru
Что нужно знать о возможных размерах земельного участка в 2019 году
Что нужно знать о возможных размерах земельного участка в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: