Что нужно знать о выкупе земельного участка под объектом недвижимости в 2019 году

Что такое выкупная стоимость земельного участка?

Выкупная стоимость земельного участка – это цена участка, которая устанавливается для процедуры возмездного перехода в собственность арендованного участка. В иных случаях предназначается для выкупа ЗУ органами местной власти у собственника, при изъятии земель в пользу государства или муниципалитета, для публичных нужд и иных видов деятельности федерального или регионального масштаба.

Называют ее также часто «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости» потому что высчитывается она именно из кадастровой стоимости ЗУ.

Отличается от кадастровой и

рыночной стоимости

(об отличии мы поговорим далее) и начисляется без учёта таковых. Поэтому может значительно разниться в сравнении с ними или совпадать полностью или приблизительно.

Когда и в каких случаях понадобится ее знать?

Для налогообложения, которое опирается на кадастровую стоимость участка, выкупная стоимость не имеет никакого значения. Не играет данный вид стоимости так же существенной роли при покупке или продаже ЗУ. Как правило, рынок устанавливает собственные законы, влияющие на ценообразование и востребованность объектов недвижимости, что допускает поднимать или занижать стоимость.

Знать данные ценовые параметры участка следует при выкупе земель у администрации. Как правило, возмездный переход прав происходит тогда, когда землевладелец уже исчерпал свою возможность на приватизацию ЗУ, так как она предоставляется лишь единожды. После оформления приватизированного участка, последующее оформление земель может происходить только на возмездной основе. Такой регламент устанавливается на основании Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.

Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

  1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
  2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
  3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
  4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
  5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

Отличие от кадастровой и рыночной стоимости

Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости. Например, если цены наделов поздней осенью и ранней зимой могут снижаться, то с приближением весеннего периода продавцы наделов не идут на уступки, постепенно поднимая планку установленных цен.

Кадастровая стоимость изменяется приблизительно один раз в 5 лет после проведения инвентаризации земель. Также собственник может по усмотрению изменить стоимость ЗУ, если это необходимо.Этот прецедент не означает, что выкупная стоимость попадает в непосредственную зависимость от процедуры переоценки земельного массива. Обозначенная сумма может так же отличаться в сторону уменьшения или увеличения, так как при её расчётах учитывается:

  • Решение административной комиссии о базовых величинах, применяющихся при расчёте.
  • Выбор формул и норм расчёта кадастровой стоимости, на основании которых выводится искомая сумма.

Оценка проводится со стороны субъекта, которому принадлежит земельный участок. В роли такового могут выступать как федеральные, так и региональные власти. А так же – органы местного самоуправления районных и поселковых административных отделов.

Пошаговая инструкция получения сведений о стоимости земельного участка по кадастровой стоимости

Для того чтобы получить информацию о сумме выкупа надела у администрации, следует подать заявку на оформление ЗУ в собственность, с приложением документов, которые удостоверяют право владения наделом. К таковым могут относиться:

  1. акты выдела участка, независимо от года выдачи;
  2. договор имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на ЗУ;
  3. договор аренды ЗУ с муниципалитетом и т.п.

Заявка рассматривается административной комиссией на публичных слушаниях, после принятия положительного решения, их выносят в протокол и оформляют выпиской с предоставлением разрешения на выкуп.

К выписке прилагают квитанцию, с рассчитанной суммой, в которой указывается выкупная стоимость. Так же квитанция должна содержать состав базовых величин с расшифровкой, на основании которых проводились расчёты.

Рекомендуем также узнать, как получить кадастровую справку о стоимости ЗУ в данном материале.

Расчет стоимости земельного участка от кадастровой стоимости рассмотрим далее.

Применяемые формулы и методики расчёта стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Минимальный порог, допускающий ценообразование надела, зависит от процентной ставки, установленной для той или иной категории приобретателей. Она высчитывается от установленной на момент начисления кадастровой стоимости, за исключением случаев покупки недвижимости.

Если кратко, то процент выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка составляет:

  1. 50% в некоторых регионах для пенсионеров и инвалидов
  2. 20-60% для арендаторов
  3. 80% если изменялась категория или целевое назначение

Таким нехитрым способом можно понять как рассчитать стоимость земли по кадастровой стоимости. Расчет выкупа земельного участка более подробно расписан ниже.

В ведении местных властей – назначение льгот и субсидий отдельным группам населения. Например, в некоторых регионах местное законодательство установило льготы для пенсионеров, составляющие 50% субсидирования при выкупе участков за городской чертой. К числу льготников причисляются пенсионеры и инвалиды, допускается внеочередное приобретение земель путём выкупа так же многодетным семьям. В таком случае, если кадастровая стоимость надела составляет 100 тысяч рублей, заинтересованное лицо из числа перечисленных, вправе приобрести ЗУ за 50 тысяч.

Для арендаторов земель устанавливаются суммы, положенные к выплате, в размере 20-60% кадастровой стоимости ЗУ. Точная процентная ставка для расчета стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка зависит от позиции администрации и решения, принятого административной комиссией. Например, при кадастровой стоимости в 100 тысяч рублей, минимальный размер выплат при переоформлении арендуемой земли составит 20 тысяч рублей, а максимальный – 60 тысяч. Такие различия дифференцируются по длительности нахождения земель в аренде или ином виде владения – чем дольше заявитель пользовался участком, тем ниже процент установленной ставки. Так же на ценообразование влияют наличие строений или иного имущества приобретателя, расположенного на участке.

Стоимость допускает увеличения, если изменялась категория или целевое назначение земель. В таких случаях она достигает 80%, что в обозначенном примере составит 80 тысяч рублей. При этом из установленной суммы высчитывается процент, связанный с периодом нахождения ЗУ в распоряжении титульного владельца.

Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

  • участки находились в собственности 10-15 лет;
  • на участках возведены капитальные строения.

В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

  • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
  • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

Особенности

Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель. Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость. При этом, при назначении выкупной цены следует ориентироваться не на текущую сумму оценки, а на ту, которая являлась актуальной в момент приобретения недвижимости, расположенной на неприватизированном участке. Например, если частный дом приобретался в 2001 году, после чего проводилась неоднократная переоценка массива, то к процедуре выкупа выставляется стоимость, соответствующая году приобретения дома.

Для арендуемых земель опора на кадастровые сведения определяется на текущий момент, характеризующийся подачей заявления. Год постройки дома и число лет владения наделом вычитывают соответствующий процент из установленной кадастровой стоимости.

Если заявитель сам устанавливает стоимость выкупной цены в заявлении, орган власти обязан принять данную сумму в качестве руководства и признать актуальность таковой. Либо – отказать в процедуре. В этом случае допускается подача искового заявления в суд.

Переоформление на основании выкупа требуется внести в регистрационные сведения Росреестра на основании действия Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г. и статьи 131 ГК РФ.

Если безвозмездное оформление участка в собственность затрудняется рядом причин, его допустимо приобрести возмездно, уплатив соразмерную цену.

Теперь вы знаете как рассчитать стоимость земельного участка по кадастровой стоимости и мы надеемся что наша статья вам пригодилась в этом. Удачи в расчетах!

    Управляющий партнёр Станислав Солнцев

    Большинство россиян хотят стать собственниками земли под своей недвижимость, а не просто быть её арендатором. Сегодня мы расскажем о том, как стать собственником муниципального или государственного земельного участка под вашим зданием, строением или сооружением, которые находятся на землях населённых пунктов, а также о том, всегда ли выгодно это делать. Преимущественно речь будет идти о коммерческих объектах. С одной стороны, всё просто – власти не могут отказать собственнику здания в выкупе в собственность, но есть нюансы, о которых обязательно нужно знать. Мы рекомендуем не экономить на сопровождении процедуры выкупа земли и, дочитав статью до конца, вы точно узнаете почему.

    Важно понимать, что приватизации земли в ранее существовавшем смысле уже нет, т.е. участки под вашими коммерческими зданиями могут быть проданы исключительно за плату. Приватизация – это бесплатная передача в собственности граждан или юрлиц. В связи с этим выкупленный участок будет совместным имуществом супругов, если они не заключили брачный договор несмотря на то, что, к примеру, супруг здание приобрёл до брака и он ИП. При этом само здание так и останется в единоличной собственности того супруга. ИП выкупить участок «не может», выкупает всегда физическое лицо, а статус ИП – это всего лишь право официально заниматься предпринимательством. Поэтому в выписке ЕГРН вы не увидите слова «ИП».

    Ограничения на выкуп

    1. Не поставленный на кадастровый учет участок выкупить нельзя.
    2. Не подлежат выкупу земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, а также которые в данный момент ещё к ним не относятся, но планируются Генпланом отнести к участкам такого назначения. К примеру, приватизировать дорогу не получится даже если она идёт только к вашему участку. И тот факт, что сейчас Правила землепользования и застройки разрешают использовать участок под ваше здание, так же не имеет значения, т.к. они должны соответствовать Генплану.
    3. Выкупить землю не смогут иностранные граждане и юридические лица, так как это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, но только участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ. Единственный район Калининградской области, где иностранцы смогут выкупить землю в собственность – это Гвардейский район. Ни в Калининграде, ни в Светлогорске или курортном Зеленоградске, ни в других районах и городах области сделать это не получится. Такая сделка не будет зарегистрирована Росреестром. При этом юридическое лицо будет считаться российским даже если его учредили на 100% иностранные лица, поэтому многие иностранцы создают дочерние компании.
    4. Разные права. Если здание, сооружение, расположенные на неделимом земельном участке находятся не только в частной собственности, но и на ином праве у государственных органов, учреждений, а равно на таком участке есть несколько зданий, одни из которых в частной собственности, а другие, к примеру, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то оформить в собственность также не получится.
    5. Если нет согласия подать совместное заявление у всех сособственников здания, то обязанности продать участок не возникает.
    6. Выкупить под объект незавершенного строительства не получится.
    7. Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления участка, занятого этим объектом, только после восстановления объекта.

    Во всех указанных случаях остаётся только оформлять право аренды. Порядок оформления идентичен выкупу земли, но более подробно мы поговорим об этом в следующей статье.

    Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:

    1. Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
    2. В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы. При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.
    3. Проект договора купли-продажи (3 экз.) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.
    4. Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
    5. Регистрация права собственности на земельный участок.

    Уполномоченным органом (т.е. куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п., для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.

    Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:

    1. документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
    2. аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
    3. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
    4. доверенность на представителя, если подается не лично.

    Существенные моменты:

    • До 1 января 2020 года законом субъекта могут быть предусмотрены иные основания для отказа в продаже участка при условии, что они приняты не позднее 1 января 2016 г.
    • Порядок не зависит от того какой выкупается участок – индивидуальный жилой дом, магазин, гостиницу или колодец, оформленный как недвижимость.
    • Заявление на выкуп должно содержать указание цель «эксплуатацию» здания или помещения в нём.
    • Доля в праве общей долевой собственности на выкупаемый участок соответствует доли каждого сособственника в здании. Если это помещения, то пропорционально доли от общей площади всех помещений в нём. Отступление от этого правила возможно по соглашению всех покупателей.
    • Согласие супруга на выкуп не требуется.
    • Порядок оформления права собственности на землю под многоквартирным домом определяется иначе — в порядке Жилищного кодекса РФ и по общему правилу возникает автоматически для всех домов, построенных до 01 марта 2005 г., при постановке такого участка на кадастровый учёт.

    Заявление на выкуп должно обязательно содержать:

    1. ФИО, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина-заявителя, а не его представителя);
    2. наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также ОГРН, ИНН (для российских юрлиц);
    3. кадастровый номер выкупаемого земельного участка;
    4. основание предоставления земельного участка – прямо сослаться на п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ и указание на желание приобрести «в собственность»;
    5. цель использования земельного участка;
    6. почтовый адрес и (или) email.

    Стоимость выкупа

    Порядок определения стоимости выкупа определяется:
    • Правительством РФ для федеральной земли;
    • региональным законом для земель субъекта и госсобственность на которые не разграничена;
    • представительным органом местного самоуправления для муниципальных земель

    Одним из самых важных моментов является то, что выкупная стоимость определяется на момент получения уполномоченным органом заявления о выкупе, а не на дату «акта определения стоимости» или «дату составления договора купли-продажи». Нередко органы власти в преддверии повышения кадастровой стоимости «задерживают» оформление участка и продают уже по стоимости, которая оказывается выше. Несколько лет назад мы достаточно успешно вернули 1 млн рублей предпринимателю, который оказался в такой ситуации: подписал договор купли-продажи и даже оплатил всю сумму. Кстати, очередная переоценка кадастровой стоимости земель населённых пунктов в Калининградской области ожидается в 2019 г., соответственно стоит быть внимательным в этот период к выкупной стоимости.

    Стоимость выкупа земли, принадлежащей Калининградской области

    Следующие виды земельных участков могут быть выкуплены за 2,5% от кадастровой стоимости:

    1. участки под зданиями коммерческих организаций и ИП, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
    2. участки коммерческих организаций и ИП, если эти здания и сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
    3. продаваемые гражданам и НКО, если право собственности на расположенные на выкупаемом участке здания, строения, сооружения возникло до 30 октября 2001 г.;
    4. собственники зданий, строений, сооружений, переоформившие земельные участки в период с 30 октября 2001 г. по 1 июля 2012 г. постоянное (бессрочное) пользование на право аренды либо такие земельные участки образованы из этих земельных участков, а также те, кто до настоящего времени ещё не переоформил такое право.

    Стоимость выкупа земли для этих же лиц, госсобственность на которые не разграничена, определяется в размере 10-кратной ставки земельного налога. Во всех остальных случаях применяет ставка в размере 100% от кадастровой стоимости, а в случае отсутствия рыночная оценка участка. В связи с этим в случае отсутствия кадастровой имеет смысл просить исправить эту ошибку.

    Сколько стоит выкупить землю в Калининграде?

    Решением Городского совета Депутатов №190 от 01.07.2015 г. «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ «Город Калининград», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов утвержден Порядок определения цены, который пришёл на смену решению городского Совета депутатов Калининграда от 18.12.2013 №461.

    Ни для кого не секрет, что выкупная стоимость напрямую зависит от кадастровой стоимости, которую последний раз утвердило Правительство Калининградской области в 2013 г. Многие землевладельцы жаловались, что кадастровая стоимость возросла на 10-20% (нормальное повышение), а в некоторых случаях – даже в десятки раз. За последние 5 лет порядок оспаривания кадастровой стоимости несколько раз менялся, однако процедура оспаривания (уменьшения) кадастровой стоимости выгодна по-прежнему для владельцев земельных участков. Арендатор может законно снизить арендную плата, а собственник – земельный налог. Для тех, кто планирует выкупить земельный участок, почти всегда услуга по уменьшению кадастровой стоимости очень выгодна.

    Собственность – это отличное вложение, однако аренда под существующее здание на 49 лет на самом деле почти ничем не уступает ему. В случае оценки рыночной стоимости право аренды оценивается так же, как и собственность, а на выкуп часто требуются финансовые ресурсы. При этом ставка аренды и земельного налога нередко совпадает. Единственным существенным недостатком является то, что в случае уничтожения вашего здания вам необходимо его восстановить, чтобы не потерять право аренды, т.к. на новый срок вам его не продлят в отсутствии здания. В случае с собственностью вы можете не особенно сильно торопиться.

    Новый Порядок определения стоимости выкупа земли устанавливает следующие ставки выкупа от кадастровой стоимости участка:

    Обстоятельства продажи земли Ставка
    1 Участки под зданиями коммерческих организаций и ИП, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения 2,5%
    2 Участки коммерческих организаций и ИП, если эти здания и сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений 2,5%
    3 Гражданам и НКО, если право собственности на расположенные на выкупаемом участке здания, строения, сооружения возникло до 30 октября 2001 г. и если Федеральным законом не установлено иное 2,5%
    4 Собственники, переоформившие земельные участки в период с 30 октября 2001 г. по 1 июля 2012 г. постоянное (бессрочное) пользование на право аренды либо такие земельные участки образованы из этих земельных участков, а также те, кто до настоящего времени ещё не переоформил такое право 2,5%
    5 Участки, образованные из земельного участка, предоставленного садовым, огородническим и дачным товариществам (за исключением участков общего пользования), членам таких организаций 50%
    6 Участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного НКО, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях ИЖС и относящегося к имуществу общего пользования этой НКО 15%
    7 Участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования 15%
    8 Иные застроенные участки 10-кратная ставка земельного налога

    Ставка земельного налога устанавливается каждым муниципалитетом отдельно и как порядок определения выкупной стоимости применяется, к примеру, если вы оформили право собственности на здание, строение или сооружение (приватизировали, выкупили, построили, признали на основании решения суда) после введения в действие Земельного Кодекса РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., то выкупная стоимость зависит от того, что построено на вашем земельном участке на территории г. Калининграда:

    Назначение земельного участка Выкупная ставка
    • отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства;
    • предоставленные под существующие гаражи, а также под строительство и для завершения строительства гаражей, в том числе расположенных в гаражных обществах;
    • приобретенные для ЛПХ (личного подсобного хозяйства), садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства
    3%
    Занятые спортивными сооружениями — стадионами 1%
    Остальные застроенные земельные участки 15%

    Ставки земельного налога по всем муниципалитетам Калининградской области вы можете посмотреть по ссылке.

    Порядок определения даты возникновения права собственности на здание

    Дата возникновения права собственности – дата, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права или ином аналогичном документе (регистрационном удостоверении БТИ, выписке ЕГРП или ЕГРН). Как мы видим дата возникновения права собственности важна, чтобы понять по какой ставки будет производиться выкуп земли. Современные свидетельства выдаются с момента начала работы учреждений юстиции (после называлось – Росрегистрации, Росреестра), а в Калининградской области такие выдают с 05 августа 1999 г. До этой даты регистрацию права собственности на здания осуществляло Бюро технической инвентаризации и нужно руководствоваться датой из регистрационного удостоверения. Дата, указанная в правоустанавливающих документах (договорах, постановлениях и др.) в данном случае правового значения не имеет. По общему правилу право собственности возникает с момента государственной регистрации (в регистрирующем органе, которым в настоящее время является Росреестр).

    Существует исключения из общего правила, когда право собственности возникает до такой регистрации в Росреестре:

    1. в момент завершения реорганизации юридического лица (внесения в ЕГРЮЛ сведений о правопреемнике и при наличии подписанного передаточного акта или разделительного баланса);
    2. с момента смерти наследодателя или объявления его умершим судом при условии принятия наследником любой части его наследства (у нотариуса или путем фактических действий).
    Обратите внимание:
    • Очень важно сообщить в заявлении на выкуп обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, так как в противном случае может возникнуть проблема с регистрацией договора в Росреестре, т.к. он в отличии от муниципалитета обычно точно знает есть ли чьи-то объекты недвижимости ещё на участке или нет.
    • Несколько собственников объектов недвижимости, расположенных на делимом, но не разделенном участке, вправе приобрести этот участок в общую долевую собственность.
    • Находящийся в публичной собственности участок, на котором расположены здания, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного собственника, даже если договор аренды участка был оформлен только с ним.
    • Предельные размеры участков, которые могут быть выкуплены, законодательно не установлены. Обычно выкупается сформированный и поставленный на кадастровый учет участок под зданием, в существующих границах.
    • Никто, кроме собственника здания, сооружения, не вправе приватизировать участок, занятый этим объектом, либо приобрести такой участок в аренду.

    Стоимость выкупа федеральной земли

    По общему правилу стоимость равна размеру кадастровой стоимости, но есть несколько групп лиц, которым продаётся земля по сниженной цене:

    Обстоятельства продажи Ставка
    Участок или участок, образованный из него, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, и право собственности на здания, на котором возникли в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г. 2,5%
    Участок юридическому лицу — собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке 60%

    Управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры» Станислав Солнцев

    Данные актуальны на 25 марта 2018 г.

    Желающим приобрести в упрощенном порядке земельный участок, находящийся в частной, государственной или муниципальной собственности, полезно знать актуальную на 2019 год информацию о преимущественном праве выкупа таких земель.

    Преимущественное право выкупа арендуемого земельного участка

    Об аренде

    Особенности аренды земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) (ст. 22) [2], Гражданским кодексом (ГК РФ) (ст. 606-625) [1] и другими законами в земельной сфере. В соответствии с ЗК РФ, арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

    Изменения в законодательстве

    С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. [6] были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков потеряли, таким образом, свою силу. Однако, данные положения сохранились в Гражданском Кодексе.

    В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

    П. 8 ст. 22 ЗК РФ устанавливал, что «арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет преимущественное право его покупки в случае продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу». Исключение составляли случаи, когда на участке были здания или строения, принадлежащие другому лицу.

     Статья 621 Гражданского Кодекса РФ устанавливает преимущественное право арендатора заключать договор аренды на новый срок. При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.

    Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества: переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.

    В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

    Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства

    Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. [4]. Согласно данному закону, арендуемое имущество планируется выставлять на продажу по рыночной цене, определяемой независимым оценщиком.

    Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

    В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. [5], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, партнерства, производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:

    • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;
    • среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий;
    • суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.

    Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать следующие субъекты малого и среднего предпринимательства:

    • кредитные организации;
    • страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);
    • инвестиционные фонды;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    • ломбарды;
    • организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
    • организации, занимающиеся игорным бизнесом;
    • организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ);
    • организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

    Условия реализации преимущественного права

    Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:

    • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договорами аренды такого имущества;
    • отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);
    • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Порядок реализации преимущественного права

    Порядок реализации преимущественного права арендаторов (субъектов малого и среднего предпринимательства) на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Уполномоченные на осуществление приватизации органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления должны направить арендатору предложение о заключении договора и проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

    Если субъект малого или среднего предпринимательства желает использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, согласен с ценой договора, а также погашает всю задолженность, то в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если в уполномоченный орган поступает заявление об отказе в использовании права выкупа, в течение 30 дней не обжалуется положение, не подписывается проект договора купли-продажи, то субъект утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

    Преимущественное право выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

    Земельный кодекс: приобретение сельхозучастка без торгов

    В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду гражданину или юридическому лицу, которые используют их   надлежащим образом не менее трех лет. Надлежащее использование должно быть подтверждено документально, согласно перечню документов, установленных Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.

    Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.

    А что в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

    Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]:

    1. Арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
    1. Арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
    1. Сельскохозяйственные организации и КФХ могут получить земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год), в случае фактического использования земли, находящейся в муниципальной собственности и выделенной в счет земельных долей.

    При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте информацию о возможности приобретения земельного участка.

    1. Преимущественное право приобретения земельных участков сельхозназначения имеют также сельскохозяйственные организации и КФХ, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
    1. Земельные участки сельхозназначения, продаваемые частными лицами, имеют преимущественное право выкупа субъектами РФ или муниципальными образованиями. Продавец такого участка обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продажи с указанием цены, размера и местоположения участка, а также срока (в пределах 90 дней), до истечения которого необходимо провести взаимный расчет.

    При этом, если орган государственной власти откажется приобретать участок по предложенной продавцом цене, то продавец вправе в течение 1 года продать землю по данной цене третьему лицу. Продажа по более низкой цене допускается только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.

    Преимущественное право покупки доли земельного участка

    Преимущественное право покупки земельной доли установлено ст. 250 ГК РФ. Если собственник намерен продать долю в праве общей собственности (в том числе на земельный участок) постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. Преимущественное право покупки сособственников исчезает в случае 1) продажи имущества на публичных торгах,  2) если на земельном участке расположено здание. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.

    Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если участники отказываются выкупить у собственника его долю. При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.

    Особенности продажи доли земельного участка сельскохозяйственного назначения

    При продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ [3]). В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом государственной власти субъекта РФ или муниципалитетом. Только в случае их отказа от приобретения участка по предложенной цене, землю можно продать любому лицу.

    Преимущественное право выкупа земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения

    Выкуп участка, на котором расположено здание, из государственной или муниципальной собственности

     В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ, регулирующая право на приобретение земельных участков государственной или муниципальной собственности с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями. Данный вопрос теперь рассматривается в  главе V.1 ЗК РФ. В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, продаются собственникам таких зданий и сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.

    В статье 39.20 ЗК РФ обозначено, что собственники зданий и сооружений (граждане, юридические лица) имеют даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены эти здания и сооружения. Если на участке находится несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.

    Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания (сооружения) или помещений в нем должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание (сооружение) или помещениям в них. Отступление от этого правила возможно при согласии всех правообладателей здания либо по решению суда.

    Преимущественное право выкупа участка, на котором расположено здание, из частной собственности

    В статье 35 ЗК РФ указано, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, земля может быть продана любому стороннему лицу, причем, по установленной цене, иначе собственник здания может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя через суд в течение 3 месяцев.

    Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.

    Список использованных источников:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. – http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_17.html.
    2. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
    3. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164516/ .
    4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
    5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.

    6. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/

    Имеется недострой поставленный в КГН, имеет ли право собственник недостроенного объекта недвижимости выкупить земельный участок в собственность по статье 30.20 ЗК, если объект не достроен. Меры ответственности ОМС при составлении договора купли продажи, судебная практика Статья 39.20 ЗК РФ. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение 1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках с 1 июля 2019г. ГПЗУ носит информационный характер. Какие необходимо предоставить документы в ОМС, для получения разрешения на строительство объекта недвижимости. Земельный участок в собственности стоит на кадастровом учете. Возможно произвести кадастровые работы с.01.01.2019г. по разделу одного земельного участка на два или три участка, обязан собственник земельного участка согласовывать вновь образованные з.у. с органами местного самоуправления. ПЗЗ установлено и генплан принят.

    Выкупить публичный участок под объектом незавершенного строительства нельзя.

    Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 № 8985/08, Постановлении Президиума ВАС от 01.03.2011г. № 14880/10, Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 № 15874/11. Данные акты приняты в период действия ст.36 ЗК РФ, однако разъяснения судов возможно применять и в настоящее время. Таким образом, с учетом сложившейся судебной практики следует, что для реализации права выкупа земельного участка в собственность, право собственности должно быть зарегистрировано на законченный строительством объект, введенный в эксплуатацию.

    При этом Президиум ВАС указывает на то, что выкуп земельных участков под объектами незавершенного строительства возможен в случаях, прямо указанных в законе, с чем соглашается и Верховный суд РФ – см. Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2015 № 307-ЭС15-17079.

    К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако, приватизация объектов незавершенного строительства должна проходить одновременно с земельными участками, в связи с чем, если участок не вошел в план приватизации, оформить его в собственность без торгов не получится. Для этого необходимо ввести его в эксплуатацию, т.е. действующая же редакция ЗК РФ также не предполагает возможности выкупа публичного земельного участка, если на нем располагается объект незавершенного строительства – см. рекомендацию «Как определить способ выкупа или получения в аренду земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

    Договор купли-продажи публичного участка заключенного с нарушением требований ЗК РФ, может быть признан недействительным.

    Перечень необходимых документов для получения разрешения на строительство с 01.07.2019 г. также будет содержаться в ст.51 ГрК РФ. В этот перечень будет входить и градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство. Если его не предоставит заявитель, град. план будет запрошен уполномоченным органом самостоятельно.

    Собственник участка вправе осуществить его раздел. Согласование границ образуемых участков с ОМС не требуется.

    Для раздела земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру для составления межевых планов участков (ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

    Далее возможно обратиться с заявлением, о присвоении адресов вновь образующимся земельным участкам в уполномоченный орган (см. Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221).

    Далее необходимо обратиться в Росреестр для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на участок, представив в т.ч.: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия, если заявление подает представитель; заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки; решение о присвоении адресов. Такие правила устанавливает ст.14, ст.18 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

    Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок зависит от категории земли и вида разрешенного использования участка (п.п. 22, 24, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Постановка на кадастровый учет и государственная регистрация земельных участков осуществляются в течение 10 рабочих дней со дня получения Росреестром заявления и документов. Если заявление было подано через МФЦ, то срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

    1.Как оформить покупку участка

    «Особенности выкупа земельного участка собственником здания (приватизация)

    Распространены случаи, когда организация приобретает (или уже имеет в собственности) здание или сооружение на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Само такое здание зачастую не представляет никакой ценности (впоследствии сносится). Но оно ценно тем, что дает возможность получить в собственность (приватизировать) земельный участок.

    Оформить приобретение земельного участка можно без проведения торгов, когда собственник владеет зданием, расположенным на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ). Исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, сооружений (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).

    Для приобретения прав на такой земельный участок все собственники здания совместно должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков. Не имеют права на такое обращение только лица, которые используют (или имеют право использовать) участок на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей.

    Такие правила указаны в пункте 5 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

    Для приобретения прав на участок нужно подать список документов, указанный в подпункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (приложение к приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1).*

    Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав общего имущества объекты недвижимости, установлены в следующих положениях:

    • статья 16.4 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
    • статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»».

    <…>

    2.Как определить способ выкупа или получения в аренду земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    <…>

    «Лицо хочет приобрести землю в собственность

    По общему правилу порядок приобретения земельных участков из публичной собственности предполагает проведение торгов (в форме аукциона).

    За плату без проведения торгов можно приобрести в собственность земельные участки:

    • образованные из земель, которые предоставлены в аренду для комплексного освоения территории;
    • на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них;*
    • образованные из участка, который предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства;
    • находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим юридическим лицам;
    • для крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций;
    • образованные из земель, которые предоставлены некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
    • предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу (приобрести может этот гражданин или это юридическое лицо).

    Весь список случаев, при которых возможно приобрести земельный участок без торгов, указан в подпунктах 1–10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.

    Кроме того, приобрести земельный участок в собственность без торгов может (п. 6 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ):

    • лицо, которое подало единственную заявку на участие в аукционе;
    • заявитель, признанный единственным участником аукциона;
    • заявитель, который один принял участие в аукционе».

    27.03.2019

    fector.ru
    Что нужно знать о выкупе земельного участка под объектом недвижимости  в 2019 году
    Что нужно знать о выкупе земельного участка под объектом недвижимости  в 2019 году

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: