Как и кем проводится кадастровая оценка земельных участков в 2019 году

Что такое кадастровая стоимость? Кадастровая стоимость (далее КС) земельных участков определяется по кадастровому номеру и отображается на кадастровой карте. Она устанавливается государством и зависит от параметров каждого надела, рыночных цен. Контролируется положениями Земельного кодекса РФ и актами органов местного управления.

По Налоговому кодексу от этой величины зависит размер налога на землю.

Как рассчитывается кадастровая стоимость земельных участков

Как рассчитать кадастровую стоимость недвижимости:

КС = УПКС * площадь выделенного участка.

УПКС – Удельный показатель КС – это кадастровая котировка земельного объекта в пересчете на квадратный метр общей площади надела.

Продажа и покупка земли по кадастровой стоимости

Рыночная и кадастровая стоимости почти никогда не бывают равными. До 2019 года кадастровая стоимость была ниже рыночной стоимости земли.

По КС физ. лицо или юридическое лицо может приобрести земельный участок у муниципалитета или государства согласно законам РФ. Исключение составляет только продажа земли на аукционе, об этом подробнее ниже. У частного лица, организации надел приобретается по рыночной стоимости.

Как должна оцениваться земля

По правилам, кадастровая стоимость должна устанавливаться с учетом многих факторов:

  • Рыночная стоимость: уровень цен на недвижимость в данной области;
  • Расположение участка: месторасположение, удалённость, окружение надела;
  • Вид назначения и вид использования;
  • Инфраструктура на участке и рядом с ним: наличие, количество, качество построек;
  • Качество земли; площадь, возраст участка;
  • Социальное и экономическое развитие района;
  • Наличие коммуникаций (газ, вода, электричество).

При сопоставлении вышеуказанных показателей определяется ценность каждого конкретного земельного участка для экономического обоснования стоимости (см. Новости экономики). Эту ценность и выражает кадастровая стоимость.

Согласно этим правилам и методам оценки, например, земельный участок сельхозназначения, расположенный за 300 километров от крупного населенного пункта в труднопроходимой и труднодоступной с логистической точки зрения местности, должен иметь кадастровую стоимость в несколько раз меньше, чем участок того же назначения, такой же площади, но расположенный у дороги или у озера, вблизи крупного города и оснащенный ЛЭП.

Когда платить налоги на землю

По законодательству Российской Федерации, уплата налогов владельцами, арендаторами земельных участков происходит один раз в год, причем в настоящем году мы платим налог за использование земли в предыдущем году.

Изменения в кадастровой стоимости земли в 2019 году

В декабре 2016 года произошел внезапный и удивительный перерасчет кадастровой стоимости земельных участков, а именно – подорожание в сотни и тысячи раз. Казалось бы – нужно радоваться, земля стала дороже, а значит и владеть ею выгоднее. Но все не так просто.

Если, например, в ноябре 2016 года кадастровая стоимость участка составляла 100 000 руб., то в декабре она возросла до 15 миллионов рублей!
Но характеристики участка при этом не изменились, а как это часто у нас бывает – ухудшились – поля заросли, постройки развалились, дороги раскисли.

Также, важный момент – никто из кадастровой службы не приезжает оценивать участок.
Гектары земли примерно одинаковой площади, но разного расположения и качества земель (у шоссе, у водоема, в непроходимых зарослях леса, с ЛЭПом и без) стали стоить одинаково, все по 15 миллионов.

Новый налог на недвижимость по кадастровой стоимости

Изменения в ставке налога на имущество – землю в 2019 году касаются того, что с начала следующего года граждане сами должны будут сообщать о своем незарегистрированном имуществе. В ином случае, по почте придет извещение для оплаты налога (в частности земельного) за три предыдущих года. А это немало.

Для расчета суммы налога на землю будут использовать кадастровую оценку участка. В результате произойдет существенное увеличение платежей в бюджет. Ранее платеж рассчитывался исходя из балансовой стоимости, что в разы занижало налоговые поступления.

Увеличение налога будет проходить в несколько этапов, что позволит рядовым россиянам постепенно адаптироваться к измененным принципам расчета. Ежегодно платеж будет увеличиваться на 20%. Полная сумма налога будет оплачиваться не ранее 2020 года.

В настоящий момент налоговая ставка составляет 0.3% от кадастровой стоимости. Когда кадастровая стоимость исчисляется миллионами, то это совсем немая сумма.

Кто является основными владельцами таких наделов – сельские жители, пенсионеры, бывшие работники колхозов, у которых зарплата или пенсия колеблется от 5 до 10 тыс. рублей в месяц. Только для многодетных семей в данном случае имеются специальные льготы.

Как он сможет платить такие налоги каждый год? При этом на данной земле он выращивает овощи и фрукты себе на пропитание и на корм для скота. Отказаться от этой земли – лишить себя возможности заниматься земледелием, овощи, фрукты и корм для скота покупать на свои 10 тыс. рублей.

Цели и причины земельной реформы

Налоговые выплаты будут переводиться в госбюджет, они будут новым источником наполнения госказны. Распределят их на улучшение инфраструктуры, ремонт дорог и другие направления, которые предназначены для улучшения качества жизни  населения. Причем отчисления будут сразу же поступать в бюджет местной администрации, что позволит решать проблемы с улучшением инфраструктуры на местах.

При этом доверие жителей к системе распределения налогов в стране оставляет желать лучшего, особенного в связи с последними событиями и коррупционными скандалами.

Можно ли назвать метод пополнения казны государства путем невообразимого повышения налогов с простых граждан справедливым и эффективным, особенно в условиях роста инфляции и массовых сокращений рабочих мест на фоне кризиса?

Что в это время происходит на рынке земли, как кадастровая стоимость отличается от рыночной?

Рыночная стоимость земель не выросла, на рынке объектов такой недвижимости в регионах пока царит затишье по оценкам экспертов. Соотношение таково, что средняя рыночная стоимость гектара земли сельхозназначения, например, в Псковской области составляет 76 000 руб. (согласно анализу объявлений о продаже земли), а цена гектара земли по кадастровой стоимости составляет 2 млн. 3000 тыс. рублей (2 301 587 руб. – взгляните на кадастровую карту).

Возникает вопрос – откуда взялась огромная кадастровая стоимость земель, в чем разница?
И если раньше она была совсем иной, то кто допустил ошибку?

Кадастровая стоимость выше рыночной, что делать?

Что делать, если владелец земли не в состоянии платить такой налог или его земля не используется по назначению, например, не производятся сельхозработы на земле с/х назначения? Есть несколько вариантов решения проблемы:

1. Отказаться безвозмездно от земли в пользу государства.
При этом обязанность об уплате налога остается за вами до тех пор, пока муниципалитет не продаст землю и не найдется ее новый владелец.
Таким образом, этот метод является очень неопределенным, так как неизвестно, когда найдется новый хозяин земли.

NB! При этом государство владеет землей и должно продавать землю новому владельцу по кадастровой стоимости, т.е. по этой высокой цене.

2. Продать землю по рыночной стоимости. Снова потребуется время на поиск покупателя, особенно если участок не представляет особой ценности.

Сейчас можно заметить шквал объявлений о продаже земельных участков за бесценок, лишь бы избавиться и не платить в конце лета сумасшедший налог. Но это несправедливо по отношению к простым людям, собственникам-сельчанам, которые на данной земле выращивают овощи и фрукты себе на пропитание и корм для скота. Отказаться от этой земли – лишить себя возможности экономии собственных средств, овощи, фрукты и корм для скота покупать на свои 10 тыс. рублей.

3. Дождаться получения повестки в суд за неуплату налога или неиспользование земли. Подписать принудительный отказ от земли. Земля будет выставлена муниципалитетом на аукцион, по итогам аукциона вы можете получить выплату компенсации. Как правило, стоимость продажи окажется весьма низкой, аукцион может не состояться по причине отсутствия покупателей или покупателя будут искать ни один год.

NB! При этом государство сможет продавать землю только по рыночной стоимости, т.е намного ниже той, за которую вы должны были платить налоги!

4. Земли ИЖС (иногда с/х) назначения можно внести как залог при получении кредита в банке. Но придется за свой счет провести независимую экспертизу земли, затем от стоимости земель будет вычтен дисконт на затраты банка (в случае необходимости продажи земли0, стоимость земли окажется намного ниже рыночной. Таким образом, вы навлечете на себя бремя должника, при этом получите копейки.

5. Превратить пассив в актив – создать на земле источник дохода: ферма, турбаза, промплощадка. Но этот вариант нашим пенсионерам почти не по силам, так как требует значительных инвестиций.

Как снизить кадастровую стоимость недвижимости?

Подать исковое заявление в суд на оспаривание и снижение кадастровой стоимости земельного участка.
Выяснить, как в определенном порядке можно оспорить через суд завышенную стоимость объекта недвижимости, добиться адекватной оценки, пересчета и уменьшения налогов, снова потратиться на независимую экспертизу и проведение судебного заседания для принятия решения. Получить результат, подать заявление на обжалование результатов при необходимости.

Вместо итога – интересные факты

  • В начале января 2016 года площадь земель с/х назначения составила 383,7 млн гектаров, в том числе сельхозугодий – 197,7 млн.
  • 56 млн га земель с/х назначения по указанному назначению не используется. Почти половина из них – земли, которые находятся под управлением государства.
  • 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон – Мораторий на изменение кадастровой стоимости земельных участков в сторону повышения вплоть до 2020 года.


Периодичность проведения кадастровой оценки регламентируется законодательно и составляет 1 раз в 3 или 5 лет.

Узнать больше…


Оценка кадастровой стоимости может быть необходима для расчета:

  • налога;
  • арендной платы;
  • стартовой цены на торгах.

Подробнее…


В результате проведения кадастровой оценки полученные данные должны быть внесены в Единый государственный реестр земель.

Подробнее…


Некоторые организации могут предложить широкий перечень услуг по оценке как материальных, так и нематериальных активов.

Узнать больше об услугах…

На протяжении долгих лет для целей налогообложения государство использовало понятие инвентаризационной стоимости земли. Она была далека от рыночной цены, поэтому суммы земельного налога оказывались крайне несущественными. Ситуация кардинально изменилась, когда в правовую практику вошло понятие «кадастровая стоимость земли», значительно приблизившаяся к рыночной цене. И теперь размер платежей, привязанных к результатам кадастровой оценки земель, может оказаться внушительным.

Рассмотрим подробнее, каковы особенности кадастровой оценки для разных типов земель, как она проводится, а главное — почему важно, чтобы сведения в Едином реестре соответствовали реальной стоимости участка.

Что такое кадастровая оценка и для чего она нужна

Государственный земельный кадастр (реестр) представляет собой систематизированный и упорядоченный перечень всех участков земли на территории России. Иными словами, это база данных всех территорий. У каждого участка — собственное описание и сопроводительные документы. Тотальный учет позволяет оценивать использование земель, выявлять тенденции и избегать нарушений. Кроме того, каждый земельный участок — это еще и объект недвижимости, который можно продать или купить. В этой ситуации встает вопрос об определении стоимости. Во избежание разногласий проводится кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость — это одна из главных характеристик участка. Кадастровая оценка земельных участков позволяет эту стоимость выявить и официально зафиксировать. Это необходимо для решения целого комплекса задач:

  • На уровне государства — для создания единой системы налогообложения земель, которые находятся в государственной или частной собственности, что позволяет максимально точно вести исчисление налога, наполнять бюджеты, составлять прогнозы в части налоговых сборов.
  • На уровне субъектов РФ — для принятия решений о рациональном использовании участков, приватизации, распределении и перераспределении, выдаче разрешений на строительство — словом, для эффективного управления землями.
  • На уровне частных владельцев — для справедливого расчета налогов, для определения рыночной стоимости, для проведения купли-продажи, передачи в аренду, инвестиций в земельные участки и пр.

Земельные участки, которые прошли кадастровую оценку, вносятся в Единый реестр с указанием не только выявленной стоимости, но и собственника. Выписка из реестра является прямым подтверждением правомерности использования земли. Указанная сумма используется для исчисления имущественного налога. Кадастровая оценка земли и недвижимости проводится перед любыми сделками: продажей, дарением, сдачей в аренду. Этот показатель необходим для начисления арендной платы за пользование государственными землями. Исходя из него, рассчитываются государственные субсидии. Кадастровая стоимость становится стартовой ценой при выставлении земель на торги.

В России разработано и внедрено в практику большое количество федеральных законов, стандартов и постановлений, касающихся оценки земель. Среди них:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (действует с 2019 года за исключением положений о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, вступающих в силу с 2020 года);
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 2019 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2020 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (действует с 2019 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (действует с 2019 года);
  • Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчету об оценке»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Таким образом, законы и нормативные акты определяют, кто вправе проводить оценку, как часто, какими методами, по какому алгоритму и т.д. Серьезный подход позволяет выявить объективную стоимость, предотвратить нарушения и факты незаконного использования или продажи земель.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России.

Вступивший в силу с 2019 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2020 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2018 года.

Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой.

Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке;
  • определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость.

Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

На заметку
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ расчет земельного налога и авансовых платежей по нему производится, исходя из кадастровой стоимости участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, т.е. кадастровая стоимость учитывается только со следующего года. Однако случаи, когда стоимость была удачно оспорена собственником, являются исключением из этого общего правила. В налоговом учете сумма уплаченного земельного налога включается в состав расходов в периоде начисления, и если в результате пересчета стоимости образовалась переплата, то корректировку налоговой базы по прибыли делать не следует, когда декларация уже сдана.

Методы оценки кадастровой стоимости земельного участка

Помимо кадастровой стоимости земель существует понятие стоимости рыночной. Основное отличие кадастровой оценки от рыночной в том, что в первом случае определяется стоимость группы объектов, а во втором — одного конкретного объекта. Это позволяет лучше учесть все факторы, влияющие на стоимость. С учетом спроса и предложения, сезонности и конкурентоспособности определяется как кадастровая, так и рыночная стоимость.

Это важно
В идеале кадастровая и рыночная стоимость земли должны совпадать. На практике первая может превышать вторую более чем в 2–3 раза, что связано с несовершенством механизма подсчета и игнорированием фактора спроса во время проведения кадастровой оценки. Это обстоятельство порождает недовольство среди землевладельцев, не готовых платить повышенные суммы налога. Поэтому статья 66 Земельного кодекса РФ указывает, что в тех случаях, когда удается определить рыночную стоимость земельного участка, кадастровую принимают как равную ей. Соответственно, появляются основания для оспаривания завышенной кадастровой стоимости в суде.

Это более гибкий показатель, который отражает такие факторы, как сезонность, конкурентоспособность объекта оценки, цены на аналогичные участки. Рыночная стоимость земельного участка не может превышать цену покупки аналогичного объекта.

Важной цифрой для расчетов является удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Его определяют для разных категорий земель, видов использования или отдельных кадастровых кварталов на основе методических рекомендаций для каждой категории. Итоговая стоимость участка складывается в результате умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Если объект предусматривает несколько видов разрешенного использования, следовательно, несколько удельных показателей, среди них выбирают максимальный.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость земельного участка, являются:

  • Вид разрешенного использования — устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления.
  • Площадь земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.

Отнесение земельного участка к конкретному виду использования подчинено правилам. Если на земле размещены объекты недвижимости, то назначение участка должно соответствовать использованию этих объектов.

К сведению
Если на земле стоит здание, именуемое в техническом паспорте как «офис», сам участок будет отнесен к группе «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если на участке выстроены офисные и производственные здания, для него назначается два вида разрешенного использования одновременно. Если участок земли не застроен, ему могут назначить любой из 17 видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

При проведении оценки земли могут использоваться два метода: доходный и сравнительный.

  1. Сравнительный подход используют для оценки типовых участков земли, рыночная стоимость которых хорошо известна. Подход основан на сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков (принцип замещения). Для сравнения подбирают от 3 до 5 аналогов. Соответственно, подход можно применять только в тех случаях, когда на рынке присутствуют предложения о продаже аналогичных участков.
  2. Доходный подход основан на определении сумм предполагаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земли. Рассчитать их можно, опираясь на данные о ранее полученных доходах. Очевидно, что метод применим только к тем объектам, которые приносят владельцу прибыль.

Вне зависимости от выбранного метода оценщик в работе использует такие данные, как наличие объектов инфраструктуры, коммуникаций, тип рельефа, состояние почвы и т.д. Его задача — определить реальную цену земли максимально объективно.

Особенности кадастровой оценки земель разного назначения

Расчет кадастровой стоимости зависит от назначения земельного участка. Так, если речь идет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сельских и городских поселений, садоводческих объединений и т.п., используют данные статистики рыночных цен на подобные объекты, а также данные по другим методикам оценки земли. Это означает, что для таких участков преобладает сравнительный подход.

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, расположенных вне городских и сельских поселений, земель лесного фонда происходит по доходному подходу — в расчет идет показатель рентного дохода. Он, в свою очередь, зависит от плодородия почвы, технологических свойств, местоположения и других факторов. Для каждого фактора выводят свои интегральные показатели.

Кадастровая оценка участков земли за пределами городской черты, относящихся к другим категориям, проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода (если земля приносит доход). Это, в частности, касается объектов рекреации, недропользования и т.п.

Правила и условия внесения изменений в Единый государственный реестр земель

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в результате оценки, вносятся в Единый государственный реестр земель. Однако со временем данные могут меняться — иногда это происходит до того, как подходит срок проведения очередной оценки. Например, гражданин изменил вид разрешенного использования земли и получил право на уменьшение суммы налога. Однако перерасчета не будет до тех пор, пока изменения не найдут отражение в Едином реестре. Во избежание противоречий, которые могут препятствовать сделкам купли-продажи и другим операциям с недвижимостью, закон предусматривает досрочное внесение изменений в кадастр. Делать это можно в следующих случаях:

  • при изменении площади участка;
  • при изменении адреса или описания расположения земли;
  • при появлении (исчезновении) на участке лесных, водных и иных природных объектов;
  • при переводе земли из одной категории в другую;
  • при ограничении или изменении прав собственника.

Заявить о внесении изменений в Единый реестр может только собственник участка или его представитель с нотариально заверенной доверенностью. Заявителю необходимо документально оформить изменения, подлежащие внесению в реестр. Например, если речь идет о переводе земель в новую категорию, следует получить акт органов местного самоуправления о согласовании нового способа использования земли. С этим документом и заявлением собственник обращается в управление Росреестра. После того как изменения внесены, ему необходимо получить в территориальной кадастровой палате выписку и убедиться, что внесенные сведения соответствуют действительности.

На практике каждый случай индивидуален, поэтому для правильного оформления документации и совершения любых операций, связанных с землей, рекомендовано прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Вопросам установления объективной кадастровой стоимости земли следует уделить первоочередное внимание. Неправильная кадастровая оценка или неактуальные сведения в реестре приводят к тому, что собственник платит повышенную сумму налога или недополучает средства от коммерческого использования земли. Вот почему важно не только своевременно отслеживать ситуацию на земельном рынке, но и пользоваться услугами профессиональных оценщиков с большим опытом.

Данный сайт не является
официальным сайтом
Государственных услуг

Реклама на сайте

Официальный портал:

www.gosuslugi.ru
8 800 100 70 10
Карта сайта

В минувшем январе комиссии по пересмотру кадастровой стоимости недвижимости, работающие при Росреестре, рассмотрели 259 заявлений в отношении 405 объектов. Это в 2,5 раза больше, чем в январе 2019 года. В прошлом году, как сообщили «Российской газете» в Росреестре, было подано 54,7 тысячи заявлений на оспаривание стоимости более 100 тысяч объектов недвижимого имущества (квартир, дач, гаражей, земли), что на 7,5 процента больше, чем в 2016 году. Каждое второе обращение удовлетворили.

С одной стороны, 54 тысячи обращений за год в масштабах сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), куда внесено 161,8 миллиона объектов, — капля в море (0,06 процента). С другой стороны, число людей, не довольных оценкой жилья или земли, увеличивается. Ведь именно кадастровая стоимость недвижимости с 2015 года играет определяющую роль в расчете налога на имущество и землю. Одно дело, когда она рассчитана в разумных пределах и с трех миллионов рублей в год придется заплатить 500 рублей имущественного налога, но совсем другое, когда «однушку» в 33 «квадрата» где-нибудь в среднем Подмосковье оценят в десять миллионов, при том что ее рыночная цена сегодня не превышает этих самых трех миллионов.

Такие ошибки, как поясняют в Росреестре, случаются из-за несовершенства процедуры самой оценки. Как напоминают в ведомстве, до 1 января 2019 года кадастровую стоимость недвижимости определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. В ведомстве признают, что оценщики со своей задачей справились плохо.

О массовых ошибках в расчетах в Послании к Федеральному Собранию напомнил президент России Владимир Путин: «Предлагаю также вернуться к налогу на имущество физических лиц. Он должен быть справедливым и посильным для граждан. Когда некоторые, в том числе сидящие в этом зале коллеги, убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ, — это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Но так не договаривались, и люди этого от нас никак не ожидали».

Теперь предстоит работа над ошибками: «Нужно уточнить механизмы расчета налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости, — поставил задачу президент. — В любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость. Все решения необходимо принять максимально быстро в первом полугодии текущего года».

Даже когда собственнику удается снизить кадастровую цену недвижимости, она актуальна лишь два-три года

Пока же, как рассказал «Российской газете» адвокат Павел Ивченков, у недовольных кадастровой оценкой россиян есть два способа ее оспорить. Самый простой — это обратиться именно в комиссии по пересмотру кадастровой стоимости недвижимости, которые работают при каждом региональном управлении Росреестра. Подробный порядок обращения можно найти на сайте ведомства. По утвержденному регламенту, спор решается в течение месяца. Если решение не удовлетворяет человека, то он вправе дальше обратиться уже в суд.

О сложных вопросах кадастровой оценки эксперты «РГ»

рассказывают

в рубрике «Юрконсультация»

Правда, для того, чтобы доказать, что 6 соток или 30 квадратных метров не стоят столько, во сколько их оценили, надо заказать независимую экспертизу рыночной стоимости объекта. «Проведение такой процедуры и подготовка отчета обойдется в Москве примерно в десять тысяч рублей, — поясняет Ивченков. — При этом эксперт, осуществляющий оценку стоимости недвижимости, должен соответствовать хотя бы минимальным требованиям: состоять в саморегулируемой организации оценщиков, а также застраховать свою профессиональную ответственность».

Партнер московского юридического бюро Дмитрий Шевченко также добавляет, что в целом процесс пересмотра кадастровой стоимости может занять до полугода. Если дело доходит до суда, то будет назначена повторная экспертиза, оплатить которую должен опять же истец. К тому же стоит помнить, что даже когда удается снизить цену недвижимости, она будет актуальной до нового пересчета кадастровой стоимости — то есть два-три года (государственная оценка недвижимости проводится в городах федерального значения раз в два года, а во всех остальных — раз в три года). А дальше человеку снова придется бегать по комиссиям и судам.

В Росреестре надеются, что снять все эти проблемы поможет новый Закон «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января прошлого года, но пока что действовал в режиме переходного периода. В этом году новые правила госоценки недвижимости будут применяться в 35 регионах. Полностью переход должен завершиться до 1 января 2020 года.

10 тысяч рублей придется потратить собственнику земли или квартиры, если он не согласен с оценкой стоимости своей недвижимости. Именно столько стоит сегодня экспертиза

Суть изменений в том, что теперь кадастровую оценку недвижимости будут делать не частные компании, а государственные оценщики. Они будут являться сотрудниками новых бюджетных учреждений, которые должны создавать региональные органы власти. Росреестру же отведена роль арбитра за проведением кадастровой оценки. «В этой роли мы видим себя не только в качестве проверяющего, но и в качестве центра обмена опытом для повышения компетенции бюджетных учреждений», — подчеркивают в ведомстве. При этом с 2020 года станет доступным инструмент корректировки кадастровой стоимости с применением индекса рынка недвижимости. Это позволит автоматически снижать кадастровую стоимость на величину изменения этого индекса без проведения новой оценки.

Инфографика: Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Ольга Игнатова

fector.ru
Как и кем проводится кадастровая оценка земельных участков в 2019 году
Как и кем проводится кадастровая оценка земельных участков в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: