Как происходит выкуп земельного участка из муниципальной собственности в 2019 году

Что такое выкупная стоимость земельного участка?

Выкупная стоимость земельного участка – это цена участка, которая устанавливается для процедуры возмездного перехода в собственность арендованного участка. В иных случаях предназначается для выкупа ЗУ органами местной власти у собственника, при изъятии земель в пользу государства или муниципалитета, для публичных нужд и иных видов деятельности федерального или регионального масштаба.

Называют ее также часто «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости» потому что высчитывается она именно из кадастровой стоимости ЗУ.

Отличается от кадастровой и

рыночной стоимости

(об отличии мы поговорим далее) и начисляется без учёта таковых. Поэтому может значительно разниться в сравнении с ними или совпадать полностью или приблизительно.

Когда и в каких случаях понадобится ее знать?

Для налогообложения, которое опирается на кадастровую стоимость участка, выкупная стоимость не имеет никакого значения. Не играет данный вид стоимости так же существенной роли при покупке или продаже ЗУ. Как правило, рынок устанавливает собственные законы, влияющие на ценообразование и востребованность объектов недвижимости, что допускает поднимать или занижать стоимость.

Знать данные ценовые параметры участка следует при выкупе земель у администрации. Как правило, возмездный переход прав происходит тогда, когда землевладелец уже исчерпал свою возможность на приватизацию ЗУ, так как она предоставляется лишь единожды. После оформления приватизированного участка, последующее оформление земель может происходить только на возмездной основе. Такой регламент устанавливается на основании Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.

Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

  1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
  2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
  3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
  4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
  5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

Отличие от кадастровой и рыночной стоимости

Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости. Например, если цены наделов поздней осенью и ранней зимой могут снижаться, то с приближением весеннего периода продавцы наделов не идут на уступки, постепенно поднимая планку установленных цен.

Кадастровая стоимость изменяется приблизительно один раз в 5 лет после проведения инвентаризации земель. Также собственник может по усмотрению изменить стоимость ЗУ, если это необходимо.Этот прецедент не означает, что выкупная стоимость попадает в непосредственную зависимость от процедуры переоценки земельного массива. Обозначенная сумма может так же отличаться в сторону уменьшения или увеличения, так как при её расчётах учитывается:

  • Решение административной комиссии о базовых величинах, применяющихся при расчёте.
  • Выбор формул и норм расчёта кадастровой стоимости, на основании которых выводится искомая сумма.

Оценка проводится со стороны субъекта, которому принадлежит земельный участок. В роли такового могут выступать как федеральные, так и региональные власти. А так же – органы местного самоуправления районных и поселковых административных отделов.

Пошаговая инструкция получения сведений о стоимости земельного участка по кадастровой стоимости

Для того чтобы получить информацию о сумме выкупа надела у администрации, следует подать заявку на оформление ЗУ в собственность, с приложением документов, которые удостоверяют право владения наделом. К таковым могут относиться:

  1. акты выдела участка, независимо от года выдачи;
  2. договор имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на ЗУ;
  3. договор аренды ЗУ с муниципалитетом и т.п.

Заявка рассматривается административной комиссией на публичных слушаниях, после принятия положительного решения, их выносят в протокол и оформляют выпиской с предоставлением разрешения на выкуп.

К выписке прилагают квитанцию, с рассчитанной суммой, в которой указывается выкупная стоимость. Так же квитанция должна содержать состав базовых величин с расшифровкой, на основании которых проводились расчёты.

Рекомендуем также узнать, как получить кадастровую справку о стоимости ЗУ в данном материале.

Расчет стоимости земельного участка от кадастровой стоимости рассмотрим далее.

Применяемые формулы и методики расчёта стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Минимальный порог, допускающий ценообразование надела, зависит от процентной ставки, установленной для той или иной категории приобретателей. Она высчитывается от установленной на момент начисления кадастровой стоимости, за исключением случаев покупки недвижимости.

Если кратко, то процент выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка составляет:

  1. 50% в некоторых регионах для пенсионеров и инвалидов
  2. 20-60% для арендаторов
  3. 80% если изменялась категория или целевое назначение

Таким нехитрым способом можно понять как рассчитать стоимость земли по кадастровой стоимости. Расчет выкупа земельного участка более подробно расписан ниже.

В ведении местных властей – назначение льгот и субсидий отдельным группам населения. Например, в некоторых регионах местное законодательство установило льготы для пенсионеров, составляющие 50% субсидирования при выкупе участков за городской чертой. К числу льготников причисляются пенсионеры и инвалиды, допускается внеочередное приобретение земель путём выкупа так же многодетным семьям. В таком случае, если кадастровая стоимость надела составляет 100 тысяч рублей, заинтересованное лицо из числа перечисленных, вправе приобрести ЗУ за 50 тысяч.

Для арендаторов земель устанавливаются суммы, положенные к выплате, в размере 20-60% кадастровой стоимости ЗУ. Точная процентная ставка для расчета стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка зависит от позиции администрации и решения, принятого административной комиссией. Например, при кадастровой стоимости в 100 тысяч рублей, минимальный размер выплат при переоформлении арендуемой земли составит 20 тысяч рублей, а максимальный – 60 тысяч. Такие различия дифференцируются по длительности нахождения земель в аренде или ином виде владения – чем дольше заявитель пользовался участком, тем ниже процент установленной ставки. Так же на ценообразование влияют наличие строений или иного имущества приобретателя, расположенного на участке.

Стоимость допускает увеличения, если изменялась категория или целевое назначение земель. В таких случаях она достигает 80%, что в обозначенном примере составит 80 тысяч рублей. При этом из установленной суммы высчитывается процент, связанный с периодом нахождения ЗУ в распоряжении титульного владельца.

Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

  • участки находились в собственности 10-15 лет;
  • на участках возведены капитальные строения.

В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

  • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
  • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

Особенности

Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель. Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость. При этом, при назначении выкупной цены следует ориентироваться не на текущую сумму оценки, а на ту, которая являлась актуальной в момент приобретения недвижимости, расположенной на неприватизированном участке. Например, если частный дом приобретался в 2001 году, после чего проводилась неоднократная переоценка массива, то к процедуре выкупа выставляется стоимость, соответствующая году приобретения дома.

Для арендуемых земель опора на кадастровые сведения определяется на текущий момент, характеризующийся подачей заявления. Год постройки дома и число лет владения наделом вычитывают соответствующий процент из установленной кадастровой стоимости.

Если заявитель сам устанавливает стоимость выкупной цены в заявлении, орган власти обязан принять данную сумму в качестве руководства и признать актуальность таковой. Либо – отказать в процедуре. В этом случае допускается подача искового заявления в суд.

Переоформление на основании выкупа требуется внести в регистрационные сведения Росреестра на основании действия Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г. и статьи 131 ГК РФ.

Если безвозмездное оформление участка в собственность затрудняется рядом причин, его допустимо приобрести возмездно, уплатив соразмерную цену.

Теперь вы знаете как рассчитать стоимость земельного участка по кадастровой стоимости и мы надеемся что наша статья вам пригодилась в этом. Удачи в расчетах!

    Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

    1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
    2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
    3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
    4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
    5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

    Отличие от кадастровой и рыночной стоимости Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости.

    Как происходит выкуп земельного участка из муниципальной собственности

    Какова стоимость Стоимость участка рассчитывается в процентном соотношении от его кадастровой цены, которая зависит от региона и месторасположения земли. Например, стандартно для граждан, которые возвели постройки на участках, а также для юридических лиц, которые являются владельцами зданий, стоимость выкупа из аренды составляет около 60% кадастровой цены.

    Минимальная ставка в размере 2,5% предоставляется в случае выкупа участка из федерального владения. Данный процент также применяется в отношении юридических лиц, когда выкупаются разделенные наделы, предоставленные в аренду с целью формирования дачного хозяйства.

    Инфо

    Также обратите внимание, что в случае необходимости смены категории и характера целевого использования участка, вам необходимо будет оплатить около 80% его кадастровой стоимости. Если нужды в таких изменениях нет, тогда применяется ставка на уровне 20%.

    Закон о выкупе земли из аренды в собственность 2018

    Внимание

    Процедура проводится на бесплатной основе, если территория была ранее поставлена на кадастровый учет.

    • Предоставление права выкупа производится гражданам, которые получили наделы до 30 октября 2001 года.

    Условия реализации Порядок реализации права на выкуп арендуемой земли отражается в статье 4 ФЗ №159. В соответствии с документом органы, осуществляющие государственный контроль или муниципальное самоуправление, должны внести предложение о приобретении надела арендатору.

    На основании статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, без торгов могут быть переданы права на сельскохозяйственные наделы, используемые гражданином на протяжении трех и более лет. Важно, чтобы арендатор надела обратился с соответствующим заявление не позднее, чем истекает срок аренды.
    Статья 39.30.

    Земельные вопросы

    Так же квитанция должна содержать состав базовых величин с расшифровкой, на основании которых проводились расчёты. Рекомендуем также узнать, как получить кадастровую справку о стоимости ЗУ в данном материале. Расчет стоимости земельного участка от кадастровой стоимости рассмотрим далее. Применяемые формулы и методики расчёта стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости Минимальный порог, допускающий ценообразование надела, зависит от процентной ставки, установленной для той или иной категории приобретателей.

    Она высчитывается от установленной на момент начисления кадастровой стоимости, за исключением случаев покупки недвижимости.

    Порядок выкупа земельного участка

    Важно

    Право на покупку исключается, если организуются торги для реализации надела или земля имеет на себе построенное здание.

    • При наличии строения на участке, которое принадлежит гражданину, выделяется не преимущественное, а исключительное право на покупку. Если имеется несколько объектов, надел может быть продан в общую долевую собственность.

    Что важно иметь ввиду При оформлении выкупа земельного надела производится передача прав собственности на имущество от одного владельца другому.

    В качестве одной из сторон может быть привлечены органы местного самоуправления. Важно помнить о некоторых условиях, которые были введены новыми законодательными нормами.

    В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

    Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г.

    [4]. Согласно данному закону, арендуемое имущество планируется выставлять на продажу по рыночной цене, определяемой независимым оценщиком. Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства? В соответствии со ст.
    Как правило, рынок устанавливает собственные законы, влияющие на ценообразование и востребованность объектов недвижимости, что допускает поднимать или занижать стоимость
    . Знать данные ценовые параметры участка следует при выкупе земель у администрации. Как правило, возмездный переход прав происходит тогда, когда землевладелец уже исчерпал свою возможность на приватизацию ЗУ, так как она предоставляется лишь единожды. После оформления приватизированного участка, последующее оформление земель может происходить только на возмездной основе. Такой регламент устанавливается на основании Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.

    Закон о выкупе земельного участка из муниципальной собственности

    Основания, которые влияют на продажу земельного участка без торга, ограничены. Без торгов Практически единственное основание предполагающее предоставление надела во владение без торга, будет наличие построенной недвижимости на этой территории.

    Другое основание предоставления земли в собственность без проведения торгов касается переоформления возникшего права, основанного постоянным бессрочным использованием земли, причём независимо от того, есть ли на участке объекты недвижимости. Из аренды Перед обращением с просьбой о выкупе земельного участка, следует посетить администрацию и попросить создать проект землеотвода. Аренда сама по себе не предполагает создание такого проекта. В процессе создания проекта производится соответствующая государственная экспертиза.
    Часто у граждан или предпринимателей, которые арендуют земельные участки, возникает необходимость оформления такого надела в собственность
    . Однако не все люди знают, как правильно и грамотно провести данную процедуру.

    Рассмотрим специфику и особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2018 году, какие необходимы для этого документы и в какие инстанции можно обращаться. Основные моменты Большинство граждан и юридических лиц не имеют возможности сразу приобрести участок земли для пользования или предпринимательской деятельности.

    Но со временем, когда появляется финансовая возможность, граждане предпочитают оформить земельный надел, который пребывает в аренде, в частную собственность. Рассмотрим, как действовать в таком случае, какие моменты и условия должны быть соблюдены, а также правила составления сделки выкупа земли.

    Закон о выкупе земельного участка из муниципальной собственности 2019

    Уполномоченные на осуществление приватизации органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления должны направить арендатору предложение о заключении договора и проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

    Если субъект малого или среднего предпринимательства желает использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, согласен с ценой договора, а также погашает всю задолженность, то в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если в уполномоченный орган поступает заявление об отказе в использовании права выкупа, в течение 30 дней не обжалуется положение, не подписывается проект договора купли-продажи, то субъект утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

    Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

    1. Земельные участки сельхозназначения, продаваемые частными лицами, имеют преимущественное право выкупа субъектами РФ или муниципальными образованиями. Продавец такого участка обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продажи с указанием цены, размера и местоположения участка, а также срока (в пределах 90 дней), до истечения которого необходимо провести взаимный расчет.

    При этом, если орган государственной власти откажется приобретать участок по предложенной продавцом цене, то продавец вправе в течение 1 года продать землю по данной цене третьему лицу.

    Стоимость допускает увеличения, если изменялась категория или целевое назначение земель. В таких случаях она достигает 80%, что в обозначенном примере составит 80 тысяч рублей.

    При этом из установленной суммы высчитывается процент, связанный с периодом нахождения ЗУ в распоряжении титульного владельца.

    Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

    • участки находились в собственности 10-15 лет;
    • на участках возведены капитальные строения.

    В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

    • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
    • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

    Особенности Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель.

    Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость.

    Выкупить у государства муниципальный земельный участок гораздо дешевле, нежели частный. Правда, процесс оформления документов получается довольно сложным, поэтому у многих попросту отбивается тяга к экономии денег в данном случае.

    Однако, если вы решили, не смотря ни на что купить муниципальный участок, то вам потребуются усидчивость и много терпения. К тому же, нужно будет тщательно изучить действующее законодательство.

    Случаи, в которых возможен выкуп

    Правом выкупа муниципального земельного участка обладают как физические, так и юридические лица. Каких-либо ограничений в этом отношении нет. Но они появляются, когда идёт речь о возможностях и правах использования конкретного участка земли.

    Что касается земель, выкуп которых не возможен, это:

    • изъятые из оборота. К ним могут относиться различные военные объекты;
    • ограниченные в обороте;
    • не подлежащие выкупу в связи с тем, что закон установил на эти объекты запрет на приватизацию;
    • зарезервированные для муниципальных и государственных нужд.

    Другие же участки юридическое или физическое лицо имеет право выкупить

    Как выкупить муниципальный земельный участок

    Алгоритм действий выкупа муниципального земельного участка следующий:

    • Изначально физическое или юридическое лицо должно обратиться в органы местного самоуправления. На этом этапе должно быть приложено заявление на получение прав на конкретный участок земли. И первым документом, который потребуется предъявить, будет кадастровый паспорт.
    • Местные власти должны рассматривать поданное заявление не больше одного месяца.
    • После покупки потребуется заплатить государственную пошлину.

    Помимо кадастрового паспорта, будут нужны такие официальные бумаги, как:

    • выписка из единого госреестра прав(не путать с выпиской из домовой книги);
    • копия любого документа, удостоверяющего личность;
    • индивидуальному предпринимателю необходимы копии документов, подтверждающие его ИП;
    • свидетельство о регистрации, которое требуется предъявить юридическим лицам;
    • документ, подтверждающий право на покупку земельного участка.

    Что делать, если владельцев недвижимости несколько

    Постоянно происходят ситуации, когда на одном участке земли располагаются объекты недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам или организациям. Каждое из лиц или предприятий обладает всеми правами на приватизацию такой земли. В этом случае, государственная регистрация будет значительно отличаться.

    Что интересно, в земельном законодательстве отсутствует единое толкование в применении каких-либо норм этой проблемы

    Поэтому существует несколько типовых вариантом её решения:

    • Собственники изначально могут договориться между собой о разделе участка поровну. В этом случае единственное различие в документах – это два вписанных в них владельца земли.
    • Весь спорный участок разделяется на два. Однако в итоге каждый из собственников должен получить по одному участку. Иными словами, на данную землю прекращается общая собственность. Для такой операции должно составляться специальное соглашение.

    Выкуп муниципального земельного участка с разрушенной недвижимостью

    Иногда происходит так, что по каким-либо обстоятельствам недвижимость на муниципальном участке разрушается. Соответственно, возникает вопрос – а можно ли такую землю выкупить? Законодательство РФ говорит о том, что выкуп для дальнейшей эксплуатации недвижимости возможен. Однако, раз то или иное здание пришло в негодность, то его собственнику предоставляется в бессрочное пользование титул на землю. После того, как физическое или юридическое лицо восстановит данный объект, будет возможна приватизация земельного участка.

    Ограничения по законодательству

    У собственника после приобретения муниципального участка земли могут быть ограничены некоторые права.

    К примеру, Земельный Кодекс РФ запрещает передавать землю в частную собственность

    Также случается, что собственник имеет право на недвижимость, но у него полностью отсутствуют права на участок земли, который располагается под этим строением. В данном случае по законодательству собственник имеет право арендовать или купить участок.

    Если в городе проживает более трёх миллионов человек, то может возникнуть закон, который запрещает строить и проводить реконструкцию объектов недвижимости. Поэтому у собственника участка земли есть право обратиться с заявлением в исполнительные государственные органы о снятии запрета на строительство.

    К выкупу муниципального земельного участка нужно тщательно подготовиться и быть во всеоружии. Ведь данный процесс довольно трудный. Внимательно изучите весь алгоритм действий, которые вам необходимо совершить.

    Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

    звоните по телефонам

    :

    • Москва: +7(499 )350-8059.
    • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Желающим приобрести в упрощенном порядке земельный участок, находящийся в частной, государственной или муниципальной собственности, полезно знать актуальную на 2019 год информацию о преимущественном праве выкупа таких земель.

    Преимущественное право выкупа арендуемого земельного участка

    Об аренде

    Особенности аренды земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) (ст. 22) [2], Гражданским кодексом (ГК РФ) (ст. 606-625) [1] и другими законами в земельной сфере. В соответствии с ЗК РФ, арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

    Изменения в законодательстве

    С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. [6] были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков потеряли, таким образом, свою силу. Однако, данные положения сохранились в Гражданском Кодексе.

    В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

    П. 8 ст. 22 ЗК РФ устанавливал, что «арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет преимущественное право его покупки в случае продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу». Исключение составляли случаи, когда на участке были здания или строения, принадлежащие другому лицу.

     Статья 621 Гражданского Кодекса РФ устанавливает преимущественное право арендатора заключать договор аренды на новый срок. При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.

    Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества: переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.

    В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

    Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства

    Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. [4]. Согласно данному закону, арендуемое имущество планируется выставлять на продажу по рыночной цене, определяемой независимым оценщиком.

    Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

    В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. [5], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, партнерства, производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:

    • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;
    • среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий;
    • суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.

    Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать следующие субъекты малого и среднего предпринимательства:

    • кредитные организации;
    • страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);
    • инвестиционные фонды;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    • ломбарды;
    • организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
    • организации, занимающиеся игорным бизнесом;
    • организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ);
    • организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

    Условия реализации преимущественного права

    Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:

    • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договорами аренды такого имущества;
    • отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);
    • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Порядок реализации преимущественного права

    Порядок реализации преимущественного права арендаторов (субъектов малого и среднего предпринимательства) на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Уполномоченные на осуществление приватизации органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления должны направить арендатору предложение о заключении договора и проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

    Если субъект малого или среднего предпринимательства желает использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, согласен с ценой договора, а также погашает всю задолженность, то в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если в уполномоченный орган поступает заявление об отказе в использовании права выкупа, в течение 30 дней не обжалуется положение, не подписывается проект договора купли-продажи, то субъект утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

    Преимущественное право выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

    Земельный кодекс: приобретение сельхозучастка без торгов

    В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду гражданину или юридическому лицу, которые используют их   надлежащим образом не менее трех лет. Надлежащее использование должно быть подтверждено документально, согласно перечню документов, установленных Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.

    Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.

    А что в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

    Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]:

    1. Арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
    1. Арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
    1. Сельскохозяйственные организации и КФХ могут получить земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год), в случае фактического использования земли, находящейся в муниципальной собственности и выделенной в счет земельных долей.

    При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте информацию о возможности приобретения земельного участка.

    1. Преимущественное право приобретения земельных участков сельхозназначения имеют также сельскохозяйственные организации и КФХ, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
    1. Земельные участки сельхозназначения, продаваемые частными лицами, имеют преимущественное право выкупа субъектами РФ или муниципальными образованиями. Продавец такого участка обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продажи с указанием цены, размера и местоположения участка, а также срока (в пределах 90 дней), до истечения которого необходимо провести взаимный расчет.

    При этом, если орган государственной власти откажется приобретать участок по предложенной продавцом цене, то продавец вправе в течение 1 года продать землю по данной цене третьему лицу.

    Продажа по более низкой цене допускается только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.

    Преимущественное право покупки доли земельного участка

    Преимущественное право покупки земельной доли установлено ст. 250 ГК РФ. Если собственник намерен продать долю в праве общей собственности (в том числе на земельный участок) постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. Преимущественное право покупки сособственников исчезает в случае 1) продажи имущества на публичных торгах,  2) если на земельном участке расположено здание. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.

    Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если участники отказываются выкупить у собственника его долю. При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.

    Особенности продажи доли земельного участка сельскохозяйственного назначения

    При продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ [3]). В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом государственной власти субъекта РФ или муниципалитетом. Только в случае их отказа от приобретения участка по предложенной цене, землю можно продать любому лицу.

    Преимущественное право выкупа земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения

    Выкуп участка, на котором расположено здание, из государственной или муниципальной собственности

     В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ, регулирующая право на приобретение земельных участков государственной или муниципальной собственности с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями. Данный вопрос теперь рассматривается в  главе V.1 ЗК РФ. В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, продаются собственникам таких зданий и сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.

    В статье 39.20 ЗК РФ обозначено, что собственники зданий и сооружений (граждане, юридические лица) имеют даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены эти здания и сооружения. Если на участке находится несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.

    Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания (сооружения) или помещений в нем должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание (сооружение) или помещениям в них. Отступление от этого правила возможно при согласии всех правообладателей здания либо по решению суда.

    Преимущественное право выкупа участка, на котором расположено здание, из частной собственности

    В статье 35 ЗК РФ указано, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, земля может быть продана любому стороннему лицу, причем, по установленной цене, иначе собственник здания может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя через суд в течение 3 месяцев.

    Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.

    Список использованных источников:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. – http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_17.html.
    2. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
    3. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164516/ .
    4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
    5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.

    6. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/

    fector.ru
    Как происходит выкуп земельного участка из муниципальной собственности в 2019 году
    Как происходит выкуп земельного участка из муниципальной собственности в 2019 году

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: