Можно ли многодетным семьям получить квартиру вместо земельного участка в 2019 году

С 1 марта 2015 года в действующую редакцию Земельного кодекса РФ было введено новое положение, согласно которому региональными властями может устанавливаться возможность предоставления многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, «мер по обеспечению жилыми помещениями» вместо действовавшего ранее права на бесплатное получение земельного участка, впервые появившегося у граждан, имеющих трех детей и более, в 2011 году согласно п. 2 ст. 2 закона от 14.06.2011 г. № 138-ФЗ г.

Однако долгое время не был понятен формат предоставления указанной меры социальной поддержки в виду того, что соответствующие требования и порядок обеспечения многодетных жильем взамен бесплатной земли органы власти субъектов федерации по закону могли устанавливать самостоятельно.

В итоге на практике с тех пор наибольшее распространение в регионах получила схема

выдавать деньги на квартиру многодетным семьям вместо земли

в формате жилищного сертификата на получение субсидии, аналогичной

выплатам на жилье по программе «Молодая семья»

.

Как получить деньги вместо земли многодетным?

Поправки, внесенные с 1 марта 2015 года в Земельный кодекс России законом от 29.12.2014 г. № 487-ФЗ, не предусматривают какой-то единственный способ получения поддержки региональных властей на приобретение гражданами, имеющими трех и более детей, жилого помещения взамен бесплатного земельного участка.

Прежде всего, для этого семье потребуется встать в общую очередь на землю многодетным для жилищного строительства (в большинстве регионов страны эта очередь до сих пор продолжает увеличиваться, однако согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева она должна быть ликвидирована до апреля 2019 года). В законе указывается, что теперь также может устанавливаться дополнительное требование:

  • они должны стоять на учете в органах местного самоуправления как нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • у многодетной семьи должны быть основания для постановки на такой учет на момент обращения.

После этого, если властью соответствующего региона принята программа об обеспечении многодетных семей жильем взамен получения бесплатной земли для строительства дома, необходимо при наличии соответствующего желания подать в уполномоченный орган по месту жительства заявление на участие в новой программе, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, с предоставлением необходимых документов (перечень устанавливается индивидуально региональными властями и должен уточняться по месту жительства).

Если семья самостоятельно не заявит о согласии на получение денег вместо земли, она останется в общей очереди на получение в собственность бесплатного земельного участка многодетным.

Пример того, как можно вместо земли за третьего ребенка получить деньги

В 2016 году в Ханты-Мансийском автономном округе в рамках жилищной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО — Югры» правительственным постановлением от 06.05.2016 г. № 137-п было утверждено мероприятие, предусматривающее предоставление по выбору многодетных семей, вставших в очередь на получение бесплатной земли, предоставление взамен него социальной выплаты в размере 30% от стоимости жилья, определенной с учетом:

  • количества членов многодетной семьи;
  • учетной нормы площади жилого помещения (18 кв. м на каждого человека);
  • средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, утверждаемой раз в квартал Минстроем РФ (в ХМАО составляет 42204 руб. на IV квартал 2016 года);
  • срока проживания на территории региона (максимальный размер выплаты можно получить при условии проживания в Ханты-Мансийском автономном округе 15 лет и более).

Право семьи на получение субсидии подтверждается сертификатом на улучшение жилищных условий, который имеет ограниченный срок действия и может быть направлен:

  • на покупку квартиры или дома по договору купли-продажи;
  • приобретение квартиры в новостройке через договор долевого участия в строительстве (ДДУ);
  • на покупку жилья в ипотеку путем использования жилищного сертификата на:

    • оплату первоначального взноса на получение ипотечного кредита;
    • погашение долга и процентов по жилищным кредитам, взятым до или после момента получения права на субсидию.

Как видно, размер и порядок предоставления субсидии многодетным взамен земли на покупку квартиры или дома аналогичен правилам получения свидетельства по программе «Молодая семья».

Примечательно, что квартира или жилой дом по сертификату должны приобретаться на территории соответствующего региона как на первичном, так и на вторичном рынке жилья. При этом не допускается приобретение жилых помещений, возраст которых превышает 2 года с момента введения в эксплуатацию.

Условия предоставления денег вместо земли многодетным семьям в других регионах страны уточняйте в администрации по месту жительства (городские и региональные отделы, управления или департаменты жилищных и земельных отношений).

Видео-версия статьи

Для тех, кому удобнее смотреть и слушать:

Это благое начинание зачастую попадало во власть бюрократической машины хозяйствующего субъекта, который создал прецедент отчётности по данному мероприятию, выдавая земельные участки в запущенных районах, без инфраструктуры и перспективы коммуникаций. По статистике, 70 % земель было выделено в практически непригодных для жизни, местах.

Сегодня депутаты, которыми было принято это начинание, внесли коррективы с целью запустить реальные механизмы взаимодействия с многодетными семьями, помогая им, повысить уровень благосостояния.

Жилье вместо земельного надела

Квартира вместо участка может быть предоставлена многодетной семье на основании поправки к Закону, подписанной Президентом РФ. Это положение вступило в силу с 1 марта 2015 года. По замыслу, многодетная семья, которой по закону положен участок под ИЖС, может отказаться от участка в пользу квартиры.

Большинство семей мотивировало этот проект, отказываясь от предлагаемых участков, так как при его получении, семья автоматически выбывает из очереди на жильё и снимается с учёта в качестве нуждающейся.

Квартиры вместо участка будут выдаваться в муниципальных образованиях, более того – за счёт средств от муниципалитетов.

Соответственно, многие эксперты по этому вопросу сомневаются в перспективности такого масштабного мероприятия.

Ресурс муниципалитета не столь крепок, чтобы осилить массовое обеспечение многодетных семей жильём.

Очень важным условием для участия в данной программе является, чтобы семья за последние 5 лет не ухудшала условий жизнеобеспечения:

  • не продавала квартиру или дом;
  • не продавала земельного участка;
  • не прописывала на своей жилплощади иных лиц.

Условия получения квартиры будут согласовываться на местах. Основанием для её получения станет заключение договоров социального найма с многодетными, остро нуждающимися в жилье, семьями. То есть, по условиям возможности выбора многодетной семье между земельным участком и квартирой, она должна иметь статус нуждающейся в жилье.

Но здесь не ставится ограничение на участие в программе для тех семей, которые имеют жильё, при условии, если жилая площадь занимаемого помещения не соответствует санитарным нормам в расчёте на каждого члена семьи.

Некоторые муниципалитеты определяют, что для получения квартиры необходимы некие

дополнительные преимущества

, кроме того, что семья имеет соответствующее количество детей и нуждается в жилье.

Тем не менее, если семья участвует в данной программе – то она может изменить условия получения льгот на жильё, по своему усмотрению. Если семья ещё не приняла участие в программе, так как не планировала получение земельного участка, то у неё есть возможность вступить в ряды претендентов.

Обвинить чиновников в бюрократизме сложно, так как в положении об обеспечении многодетных семей жильём, практически вся ответственность возлагается на местную систему правовой регуляции.

Однако не стоит забывать, что по вопросу реализации данной программы им придётся отчитываться в вышестоящих инстанциях и находить пути её продвижения.

На сегодняшний момент, участвовать в этой программе могут:

  • не имеют жилья в собственности или имеют недостаточный метраж жилого помещения;
  • проживают в жилье, признанном аварийным и не подлежащим восстановлению;
  • являются малоимущими;
  • проживают в данном регионе определённое количество времени (по решению муниципалитета);
  • имеют гражданство РФ.

Квартиру могут предоставить в специальном муниципальном образовании, уполномоченном на решение данной проблемы. Сегодня этим вопросом занимается высшее звено исполнительного комитета регионов, назначающее соответствующие комиссии по развитию и внедрению этой программы на местах. Обращаться по вопросу необходимо непосредственно к председателю исполнительного комитета.

Если семья состоит на административном учёте как остро нуждающаяся в жилье, но не была зарегистрирована в качестве участника получения земельного участка – то этот момент необходимо отметить при постановке на учёт в качестве участника новой программы, так как он должен сыграть существенную роль.

Соответственно, для того чтобы получить квартиру вместо участка, необходимо быть поставленным на учёт в исполнительном комитете местной администрации, которая уполномочена распоряжаться находящемся в её ведении, жилищным ресурсом.

Наличие очереди наблюдается практически во всех регионах РФ, но везде она продвигается по-разному.

Те семьи, которые уже получили участок, независимо от того, удовлетворены ли они его качеством, выбывают из очереди на получение земли.

Более того, после получения земельного надела, они автоматически исключаются из очереди на получение квартиры, если стояли в ней. А также, они утрачивают право на постановку в очередь.

Кроме перечисленных выше, общепринятых правил, существуют и те, которые приняты в разных регионах и имеют специфические тенденции. Многие регионы практически провалили реализацию программы по обеспечению многодетных семей земельными участками, с этим вопросом уже будут разбираться уполномоченные органы федерального значения и принимать соответствующие меры.

Показательным в положительном плане можно назвать

Волгоградский регион

, где программа получила самое широкое распространение, а переселенцы уже строят целые посёлки многодетных семей, с развивающейся инфраструктурой. Естественно, очередь здесь продвигается достаточно быстро, в сравнении с другими.

В таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург, очередь движется с трудом, и проблема связана с наличием объективных причин. Огромное население при дефиците земель, создаёт перспективы заселения многодетными семьями всех свободных земель, которые находятся в ведении муниципальных образований. В связи с этим, именно в этих городах появилась инициатива предоставления вместо земельного участка, жилого помещения.

Алгоритм получения участка вместо квартиры

Если вы уже стоите в очереди на получение земельного участка как многодетная семья, но ещё не получили его, то необходимо пойти в исполнительный комитет местной администрации и написать заявление о том, что вместо земельного участка вы желаете получить квартиру.

Если вы стоите в очереди на жильё и не становились ранее в очередь на получение земельного участка, напишите заявление о том, что вы намерены решить жилищные проблемы при помощи получения квартиры вместо земельного участка.

Если вы не имеете статуса малоимущей или нуждающейся в жилье, семьи – то получите его аналогичным образом, написав заявление на участие в программе. Ваш статус необходимо подтвердить наличием соответствующих документов.

Документы должны быть представлены следующие:

  • паспорт;
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;
  • свидетельства о рождении детей;
  • документы о том, что в данном регионе вы проживаете более 5 лет.

Кроме этих документов, по решению комиссии, могут потребовать и другие документы, подтверждающие материальный уровень жизни семьи, например:

  • справку о доходах;
  • документы о характеристике жилой площади.

С этими документами (и их копиями), нужно подойти в исполнительный комитет и подать заявление. Для постановки на учёт оплата какой-либо пошлины федеральным законом не санкционирована до того момента, пока вам не будет представлена квартира.

Заявление пишется на имя ответственного лица, с указанием его должности, фамилии, инициалов по форме, установленной для написания заявлений.

Если в вашем регионе принята типовая форма заявления, то вам выдадут бланк заявления, который вы заполните по пунктам.

Если предусмотрена свободная форма – то за образец можно взять нижеследующую схему написания:

  • в верхнем правом углу напишите должность, фамилию и инициалы главы местной администрации;
  • ниже – свои данные с указанием адреса;
  • посередине листа наименование документа: «заявление»;
  • объясните цель подачи заявления: получение квартиры вместо положенного земельного участка;
  • обоснуйте свою просьбу тем, что вы являетесь главой многодетной семьи, которой положен земельный участок;
  • дайте перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих ваше право на получение земельного надела;
  • поставьте дату и подпись (с расшифровкой).

Сроки рассмотрения вашего заявления административной комиссией, могут устанавливаться на местном уровне. Как правило, они должны составлять не более 30 дней со дня подачи заявления.

В любом случае, вам будет сообщено о том, когда необходимо будет подойти для получения информации о принятии решения.

В назначенный вам день нужно подойти для получения решения

, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

При положительном решении, вынесенном административной комиссией, вас поставят на административный учёт в качестве претендента на квартиру.

Если вам отказали, то причина отказа должна быть обоснованной и надлежащим образом оформлена в качестве выписки из заседания комиссии.

Внимательно ознакомьтесь с документом.

Возможно, вам понадобятся новые документы для подтверждения вашего права требования. В этом случае, продолжайте действовать по тому же алгоритму, но с учётом сделанных замечаний.

Если вы считаете, что аргументы, представленные в отказе ничтожны, то в течение 10 дней со дня получения решения комиссии, вы можете опротестовать его в судебном порядке. Если вам отказали на основании правомочных законодательных постановлений – нужно принять отказ.

В основном отказ от участия в программе получают по причине:

  • если семья не является малоимущей и документы на жильё подтверждают приемлемое положение семьи;
  • если один из членов семьи не имеет гражданства РФ;
  • если родители лишены родительских прав или ограничены в правах на ребёнка (детей);
  • если семья проживает в данном регионе менее 5 лет;
  • если условия проживания ухудшены намеренно.

К числу причин отказа могут относиться и другие, которые будут представлены вам в решении комиссии, заседающей по вопросу выделения квартиры вместо земельного участка.

Нюансы постановки на учёт и получения квартиры будут связаны с особенностями решений, принятых по этому вопросу на местах.

Необходимо отметить, что немногие регионы сформировали структуру этой процедуры. Однако, не сговариваясь между собой, большинство регионов выдвинули условие «нуждаемости» или «острой нуждаемости» в качестве приоритета.

По усмотрению регионов, условия получения помощи могут иметь варианты.

Например, льготная постановка в очередь на квартиру, выделение квартиры большей площади взамен той, в которой располагается семья, на сей день.

Предусматривается даже программа льготного обеспечения строительными материалами при условии, что семья выберет участок под ИЖС. Некоторые административные образования предлагают ипотечный кредит на льготных условиях.

Рассмотрите все преимущества, которые вам будут предложены, после чего примите решение в соответствии с существующими для вас возможностями.

Денежная компенсация

Денежная компенсация вместо земельного участка ещё не получила правовой регуляции. Однако такой вариант возможен при условии положительного решения административной комиссии.

Если вас привлекает именно этот вариант, то необходимо действовать по указанному выше алгоритму и в соответствии с теми рекомендациями, которые были даны для получения квартиры вместо земельного участка. Заявление будет подаваться тому же лицу, с приложением тех же документов. Вопрос будет решаться той же административной комиссией.

Различие в действиях будет заключаться только в том, что вместо земельного участка, который положен вам как представителю многодетной семьи, вы просите денежную компенсацию в размере стоимости земельного участка (положенного вам по закону).

В крупных муниципалитетах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, вопрос о денежной компенсации инициирован со стороны муниципалитетов. Соответственно, здесь этот вопрос будет решаться более адекватно.

На уровне регионов, вопрос компенсации будет зависеть от возможностей регионального финансирования.

Не удивляйтесь и не предъявляйте претензий в случае отказа, так как в условие развития программы помощи многодетным семьям не входит положение об обязательности предоставления денежных выплат, он может быть принят муниципалитетом исключительно добровольно.

Итоги

Необходимо понимать, что обозначенный проект связан с многочисленными объективными сложностями в его реализации. Муниципальные образования обязаны изыскать на его реализацию ресурс из собственных, весьма ограниченных фондов.

Естественно, что выделение земель для пользования многодетным семьям из числа неиспользуемых, в определённой степени было посильной задачей. Но перегибы на местах загубили эту программу и дискредитировали её в глазах правительства. Соответственно и сейчас им придётся находить лазейки, чтобы не исполнять возложенные на них, во многом – непосильные задачи.

Ваша задача, как представителя многодетной семьи – найти компромисс, который поможет вам улучшить материальное благосостояние детей, за которых вы несёте ответственность.

Постарайтесь быть сговорчивыми в пределах существующей необходимости, но не дайте загнать себя в угол уловками чиновников и неправомочными отказами.

Касаясь темы государственной поддержки многодетных семей, в части их обеспечения земельными участками, стоит реалистично оценивать декларативные заявления государства и его фактические возможности.

Прочитав статью, можно сразу же подумать, что раз в семье трое и более детей, то тут же возникает право на удовольствия в виде квартиры, денег или же земельного участка, стоит только «правильно» обратиться куда следует. Однако, это не так.

Оценивая ту или иную правовую норму, например, о возможности бесплатного приобретения земельного участка многодетной семьёй в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5. Земельного кодекса РФ, следует обратить внимание, каким образом она (правовая норма) выражена в законодательном акте.

Что касается п. 6 ст. 39.5. ЗК РФ, то такая норма права носит ярко выраженный диспозитивный характер. Это означает, что государство, выражая заботу о многодетных семьях, предоставляет на выбор обширный перечень имущественных возможностей, которые будут реализованы лишь при наличии определённых условий. То есть многодетная семья вправе получить земельный участок, но в случаях и порядке, установленном законодательными актами субъектов федерации.

Таким образом, с приобретением статуса многодетной семьи право на земельный участок автоматически не возникает, поскольку требуется адаптация к окружающей деловой среде и правилам, устанавливаемым органами власти на местах.

Следует отметить, что диспозитивный характер правовых норм в отношении многодетных семей содержит не только Земельный кодекс РФ, но и Указ президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 (в редакции от 25.02.2003), и законодательные акты в субъектах федерации.

Хочу обратить внимание, что норма п. 6 ст. 39.5. ЗК РФ содержит диспозитивный характер, связанный с необходимостью улучшения жилищных условий многодетной семье, а также возможностью государственных и муниципальных органов власти поддержать многодетную семью посредством иных мер соц. поддержки в целях обеспечения такой семьи жилым помещением.

При этом, что следует понимать под иными мерами, закон не разъясняет. Буквальное прочтение указанной нормы указывает на то, что она не содержит прямой обязанности государственным/муниципальным органам предоставить жилое помещение многодетной семье взамен земельного участка. Она допускает оказание соц. поддержки по обеспечению таким помещением, а это всё же не одно и то же.

И здесь, не стоит рисовать «розовых» фантазий на предмет замены земельного участка на квартиру. Количество социального жилья ограничено, а очередь категорий лиц, нуждающихся в его получении по различным льготным основаниям, безгранична. Опять же, закон указывает на наличие возможности у органа власти, а если этой возможности нет?

Если же допустить, что государство располагает в достаточном количестве жилым фондом, то обеспечение возможно только по схеме социального найма с вероятной последующей приватизацией. И вот здесь над всеми законами, указами, постановлениями «стоит» Жилищный кодекс РФ с его статьёй 49.

В соответствии с ней государство предоставляет жилое помещение малоимущим гражданам и иным категориям (инвалиды, педагогические работники, сотрудники полиции, ветераны ВОВ и др.), которые в нём нуждаются. Основания для признания нуждающимся в жилом помещении устанавливаются ст. 51 ЖК РФ.

Неправда ли, было бы странным, семье с тремя детьми, проживающей в собственном доме площадью в 250 м², требовать для себя улучшения жилищных условий по основанию многодетности, а государству это требование удовлетворить.

В качестве совета семьям, получившим статус многодетных, для получения декларируемых государством «удовольствий», рекомендую создать (возможно, искусственно) условия соответствия требованиям заявленным государством, а уж после этого обращаться за землёй, квартирой, деньгами и т. п.

Возможности и основания получения компенсации за ЗУ

Единственным федеральным основанием для реализации программы по обеспечению наделами многодетных семей, является Федеральный закон № 138-ФЗ «О содействии жилищному строительству», принятый правительством РФ 14.06.11 г. его реализация была делегирована региональным властям, которым рекомендовано обеспечить земельными участками семьи, воспитывающие троих или более, несовершеннолетних детей.

Законодательный источник предоставляет основной регламент, на который следует ориентироваться местным властям, но не вменяет резолюций, в соответствии с действием статьей 39.5 ЗК РФ.

Пункт 6 данной статьи

оглашает правила, в соответствии с которыми местный законодатель вправе предоставлять земли, находящиеся в его ведении, безвозмездно.

Но на правах собственника, он не обязан подчиняться таким требованиям.

Обозначенные причины стали для многих регионов позицией, позволяющей халатно отнестись к внедрению программы. Участки выделялись в недопустимых для постоянного проживания местах, вдали от транспортных сообщений и при отсутствии перспектив проведения инженерных коммуникаций. Такое безразличное отношение к решению правительства привело к неоднозначности оценки реализации программы:

  1. Действие программы стало рассматриваться как малоэффективный политический и экономический проект.
  2. Государство предложило изыскать ресурс по актуализации эффективности помощи многодетным семьям.
  3. Президент внёс поправку в действие закона 138-ФЗ, определив введение в действие права семьи на получение компенсации с 1 марта 2015 года.

На этом основании хозяйствующий субъект некоторых регионов предусмотрел целесообразность замены выдачи наделов под строительство иными вспомогательными в плане улучшения благосостояния многодетных семей, имущественными правами.

Пошаговая инструкция получения компенсации за земельный участок многодетным семьям

Начало процедуры ходатайства о предоставлении компенсации за земельный участок многодетным семьям зависит от того, состоит ли претендент на очереди на ЗУ и на получение жилья в местном отделе администрации. Если он не поставлен на очередь, следует начать с выяснения ситуации, которая сложилась в регионе его проживания. Большинство административных законодательных положений не предусматривают приобретение компенсации вместо участка под ИЖС, если семья не является очередником на получение муниципального жилья.

Если семья ожидает очереди уже несколько лет, но на ЗУ не встала в очередь, один из супругов может:

  1. Встать на очередь через интернет, или подойдя в администрацию. После постановки на очередь затребовать вместо надела жильё.
  2. Сразу подойти к уполномоченному лицу и подать заявление на имя главы исполкома о получении жилья вместо земельного участка.

Особенности получения квартиры

Заявление на получение квартиры вместо земельного участка многодетным семьям обязательно должно содержать сведения о том, что данной многодетной семье положен земельный участок, вместо которого она ходатайствует о получении жилья. Далее следует пояснить обстоятельства дела подробнее, сделав акцент на тех сложностях жилищного плана, с которыми супруги не могут справиться самостоятельно. Это пишется вручную в свободной форме, поэтому образец вы можете составить сами.

К заявлению прилагаются все имеющиеся документы, которые могут повлиять на решение комиссионного совета. Кроме свидетельств о рождении и паспортов всех членов семьи, следует подать подробную документацию о том:

  1. что семья остро нуждается в жилье;
  2. что семья является малоимущей.

К делу следует приобщить любую информацию, оформленную в виде справок и актов, которая отражает тяжёлое материальное положение семьи. Это могут быть справки об инвалидности, пенсионные свидетельства, справки с места работы супруги о том, что она находится в отпуске по уходу за ребёнком и т.п.

Заявление рассматривается административной комиссией, которая определит степень нуждаемости граждан в жилье. Срок его рассмотрения приблизительно составляет один месяц.
Следует учесть, что предоставление квартиры не регламентировано, но при определённых условиях, её могут предоставить
. Главное из них – нуждаемость в жилье многодетных соотечественников, которые проживают в регионе длительное время (5-10 лет).

Нуждаемость выражается в том, что за время проживания в регионе супруги должны были встать в очередь на получение квартиры. Если такого не произошло – следует обосновать совокупность условий нуждаемости при одновременном отказе от статуса очередника.

Естественно, что при рассмотрении вопроса о льготном получении квартиры в первую очередь будет обращено внимание на близость претендента к финалу движения по очереди. Для того, чтобы вопрос решался более предметно, целесообразно заведомо выяснить номер очереди. Такое действие можно провести:

  • Используя интернет-ресурс, посмотрев электронную очередь на сайте или через МФЦ. В этом случае преимуществом является экономия времени, если мать привязана к маленькому ребёнку.
  • Обратившись предварительно в администрацию к уполномоченному лицу и запросив сведения о продвижении очереди. Преимущество личного посещения – в возможности проконсультироваться по интересующему вопросу.

Если свидетельств о том, что семья малоимущая – недостаточно, то следует ходатайствовать о субсидиях или льготном предоставлении ипотеки. Это ускорит решение вопроса с жильём на соразмерных основаниях.

Все административные услуги в адрес граждан предоставляются безвозмездно, вплоть до подписания договора социального найма муниципального жилья. После его заключения следует подойти в Росреестр для регистрации права пользования. Здесь, при получении свидетельства на квартиру придётся уплатить госпошлину в размере 2 тысячи рублей.

Квартиру могут предоставить только в регионе, где претендент:

  1. Проживает с семьёй установленный период времени и имеет регистрацию по месту жительства.
  2. Поставлен на очередь на жильё, если иное не предусмотрено местным законодательством.

Квартира может оформляться в социальный найм. Возможно на её получение выделят субсидии или выдадут сертификат в сумме не ниже стоимости выделяемого участка.

Особенности получения наличных

Если по тем или иным причинам вам не предусмотрена выдача жилья, либо – вы предпочитаете дожидаться своей очереди, допускается запросить деньги вместо земельного участка многодетным семьям. Этот вопрос решается быстрее и не требует длительного ожидания.

Представитель так же посещает главу исполкома, иное специально уполномоченное для реализации программы лицо или становится в очередь на ЗУ через интернет. Если претендент встал на электронную очередь, он может подать письменное уведомление о получении компенсации в виде денег.

Уведомление пишется в форме заявления на имя главы администрации. Главное в нём – указать причины, по которым семья ходатайствует о получении денег. В этом случае целесообразно сделать акцент на имущественные проблемы, которые родители планируют решить в счёт получения компенсации.

В заявлении так же указывают ссылку на документальные основания, подтверждающие:

  1. статус многодетной семьи;
  2. статус малообеспеченной семьи;
  3. жилищные условия;
  4. стоимость, подлежащую выплате.

Оценка компенсации производится на основании акта экспертизы, проведённой независимым оценщиком. Она составляет приблизительную рыночную стоимость ЗУ.

Заявление подаётся вместе с приложенными документами. Рассматривается в тот же срок, в течение месяца, все услуги по оформлению производятся за счёт администрации.

Действия в случае отказа

Комиссия может вынести решение на основании мотивированного отказа. В первую очередь причинами отказа станут законодательные основания региона. А так же причинами отказа в получении земельного участка или квартиры многодетным семьям служат:

  1. если заявитель не встал на очередь на получение жилья;
  2. если он не зарегистрирован в данном регионе;
  3. если прожил в нём менее установленного срока;
  4. если намеренно ухудшил свои жилищные условия (продал имеющееся жильё).

Эти и некоторые иные случаи допускают мотивированного и добросовестного отказа со стороны местных властей.

Если же права многодетной семьи неправомерно нарушают, её законный представитель в лице одного или обоих супругов могут обратиться в районный суд по месту проживания.

К исковому заявлению прилагают документацию, которая предоставлялась для административного рассмотрения. А так же:

  1. выписку из решения комиссии с мотивированным отказом;
  2. квитанцию об уплате пошлины (300 рублей).

На основании решения суда иск может быть признан полностью или частично, а так же – отклонён. В случае отклонения иска его допустимо обжаловать в областном суде.

На этом вся основная процедура получения квартиры взамен земельного участка многодетным семьям или получения денег заканчивается. Больше информации по теме «Бесплатное предоставление земли для многодетных семей» ищите в нашем разделе.

    Президентом РФ подписан закон, дающий гражданам, имеющим в семье троих и более детей, возможность самостоятельного выбора оптимальных для них способов государственной поддержки. К примеру, они смогут вместо выделяемого участка получить жилую площадь.

    Наряду с этим, субъектами РФ могут быть выставлены требования, касающиеся обязательной постановки таких граждан на учет как лиц, имеющих потребность в жилье либо «оснований дополнительного характера» для внесения их в учетный список.

    Какие основания имеются в виду, документом не разъясняется. Упомянутый ФЗ начал действовать с 01.03.2015 г. Сегодняшний этап предполагает право таких семей претендовать на землю.

    Наряду с этим, существуют требования, выдвигаемые Федеральным законом Российской Федерации от 14.06.2011 г. под №138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и ЗК РФ», об обязательном обеспечении таких участков, надлежащими коммуникациями и сетями.

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    8 (800) 511-69-42
    Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

    Жилье вместо земли многодетным семьям: закон

    Жилая недвижимость вместо положенной земли может предоставляться многодетным семьям, руководствуясь законодательной поправкой, подписанной президентом. Положение действует с 01.03.2015 г. Замысел состоит в том, что многодетные семьи, которых законодательство обязано обеспечивать участками под индивидуальное жилое строительство, имеют возможность отказа в пользу квартирной площади.

    Причиной мотивировки к разработке подобного проекта, стал отказ множества семей от предлагаемых им участков, поскольку при получении таковых, они в автоматическом порядке выпадали из перечня претендующих на жилье, соответственно, снимаясь с учета нуждающихся.

    Квартиры взамен участков должны выдавать в соответствующих муниципальных образованиях, к тому же, с использованием финансов муниципалитетов.

    Для участия в подобной программе, семьям выдвигается ряд условий, для того чтобы претендующие на жилье за прошедшие 5 лет не ухудшали условия своего обеспечения:

    • не реализовывали жилье;
    • не продавали землю;
    • не регистрировали в собственной жилой площади третьих лиц.

    Все условия приобретения жилья должны быть согласованы на местах. Законным основанием для получения жилой недвижимости станет заключение договора соцнайма с теми семьями, ситуация которых прямо указывает на возникновение острой нужды в жилплощади.

    Таким образом, при условии предоставления семье выбора между участком и жильем, она обязана располагать статусом нуждающейся в недвижимости.

    В данном аспекте не выставляется ограничений по участию в программе семьям, которые располагают жильем, однако, ее фактическая жилплощадь должна иметь несоответствие с санитарными нормами при расчете на одного человека.

    Отдельные муниципалитеты говорят о том, что претендуя на жилплощадь, нужны определенные преимущества, кроме фактического количества детей в семье и явной потребности в обеспечении жильем.

    Однако когда семья является участником программы, то в ее силах поменять условия начисления льгот на жилплощадь по личному решению. Если же семья до настоящего момента не участвовала в программе, поскольку не преследовала цели получения земли, то она также может в любой момент пополнить ряды претендующих.

    Винить чиновничью систему в бюрократизме практически невозможно, поскольку положением о предоставлении семьям жилья, большая часть ответственности перекладывается на систему местного правового регулирования.

    Но следует помнить, что при воплощении данной программы в жизнь, им нужно будет отсылать отчеты в высшие инстанции и искать пути ее возможной реализации.

    На текущем этапе, в программе могут принять участие семьи:

    • Не имеющие в распоряжении собственной жилой недвижимости либо имеющие недостаточную жилую площадь;
    • Проживающие в жилье, которое признано аварийным или которое не подлежит восстановительным работам;
    • Являющиеся малоимущими;
    • Проживающие в конкретном регионе определенное время (в связи с решением, принятым муниципалитетом);
    • Имеющие российское гражданство.

    Жилплощадь может быть предоставлена в отдельном уполномоченном для этого муниципальном образовании. На сегодня, этот вопрос находится в компетенции высшего звена регионального исполнительного комитета, отвечающего за развитие и внедрение программы. С возникшими вопросами обращаться нужно именно к самому представителю комитета.

    Когда семья находится на административном учете как крайне нуждающаяся в жилой площади, однако, без регистрации ее участником в получении участка, подобный аспект отмечается во время внесения в учет по новой программе, поскольку ему принадлежит ключевая роль.

    Таким образом, для получения жилья вместо земли, нужно находиться на учете в местном исполкоме администрации, уполномоченной на распоряжение вверенным ей жилресурсом.

    Очередь образовывается буквально во всех региональных участках РФ, однако, ее продвижение происходит везде в разном темпе.

    Семьи, получившие землю, вне зависимости от того, довольны ли они ее качеством, вычеркивают из списка на получения участка.

    Помимо этого, при получении надела, они в автоматическом режиме подлежат извлечению из списка претендующих на жилье, если располагались в таком. Кроме того, они теряют свое право постановки их на очередь.

    Помимо указанных общих для всех правил, есть и такие, которые принимаются в отдельных регионах, с присущей им специфической тенденцией. Множество регионов уверенно провалили практическое внедрение программы, касающейся обеспечения семей участками, однако, вопросы по этому поводу будут решать уполномоченные федеральные органы, принимая конкретные меры на местах.

    Образцовым стал Волгоградский регион, где успех реализации программы достиг показательного уровня: переселенцами на данном этапе строятся отдельные поселки с развитой инфраструктурой для размещения многодетных нуждающихся семей. Конечно, если брать данный регион для сравнения, то продвижение очереди здесь крайне ускорено.

    Говоря же о наиболее больших городах, Москве и Санкт-Петербурге, можно наблюдать довольно медленное продвижение очереди, но подобная проблема основана на вполне обоснованных причинах.

    Население, численность которого, в сравнении с другими населенными пунктами, непомерно высока, приводит к дефициту земель, с перспективой заселения семьями незанятых земель муниципальных образований. Поэтому именно в подобных городах возникала первопричина замены предоставления участка на жилплощадь.

    Как получить квартиру вместо земельного участка многодетным семьям

    Когда вы уже находитесь в очереди за получением земли как семья, относящаяся к многодетной, однако, земля вами не получена, нужно обратиться с заявлением в местный исполком, расписав тот факт, что получение квартиры для вас более желательно, нежели участка.

    Когда вы пребываете в очереди за жилплощадью, и ранее не стояли в очереди за получением земли, следует составить заявление о том, что свою жилищную проблему вы намереваетесь решить, получив вместо земли квартиру.

    Если вашей семье не присвоен статус малоимущей или испытывающей острую потребность в жилплощади, получить его вы сможете, также направив заявление для участия в упомянутой программе.

    Сам статус подтверждается с предоставлением ряда документов:

    • Паспорта;
    • Свидетельства, подтверждающего заключение либо расторжение брака;
    • Свидетельства, удостоверяющего рождение детей;
    • Соответствующих документов о том, что срок вашего проживания в регионе составляет более пяти лет.

    Помимо указанной документации, решением комиссии с вас могут истребовать и дополнительные документы для подтверждения семейного материального уровня:

    • Справки о получаемых доходах;
    • Документов, характеризующих жилплощадь.

    С подобным перечнем документации (и сделанными с них копиями), необходимо прийти в исполком для подачи заявления. ФЗ не предусматривает оплату госпошлины при постановке на учет до этапа предоставления жилплощади.

    Написание заявления производится на имя уполномоченного лица, с упоминанием его должности, ФИО по установленной форме.

    В случае принятия в регионе типовой формы заявки, вам должен быть выдан бланк таковой, который необходимо заполнить по каждому пункту.

    Если же предусматривается свободная форма изложения, то в качестве образца можно использовать следующую схему:

    • В правом углу сверху пишется должность, а также ФИО местного главы администрации;
    • Немного ниже — личные данные с адресом;
    • В средней части указывается названия документа: «Заявление»;
    • Далее разъясняется цель, с которой подается заявка – получение жилой площади взамен земли;
    • Обосновывается просьба тем фактом, что ваша семья носит статус многодетной, и ей по закону должен отводиться для использования отдельный участок;
    • Перечислите весь список документации, которую вы прилагаете к документу, и которые удостоверяют право претендовать на надел;
    • Ставится дата и личная подпись (не забудьте после расшифровать ее).

    Срок, в течение которого заявление рассматривается комиссией, устанавливает местная власть. Преимущественно он должен составлять до 30 суток от даты, когда подано заявление.

    Так или иначе, вам сообщат о том, когда нужно будет прибыть с целью получения данных о принятом решении. В отведенный для вас день, нужно будет явиться, и получить решение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

    Если решение оказалось положительным, будет выполнена постановка семьи на административный учет как претендующей на жилую площадь.

    Если последовал отказ, причина его должна обосновываться и оформляться в определенном виде – выписки из общего заседания. Следует внимательно прочитать этот документ.

    Есть вероятность, что будет необходим новый список документации, подтверждающий право требования предоставления жилья. При подобных обстоятельствах, общий алгоритм остается неизменным, но немного корректируется с учетом указанных поправок.

    Если вы оцениваете представленные аргументы, как ничтожные, то у вас есть 10 суток для их опротестования в суде. Если же отказ комиссии аргументирован действующими законодательными постановлениями, смысла в протесте нет.

    Преимущественно отказ в разрешении на участие в программе обосновывается следующим образом:

    • Если семья не относится к статусу малоимущей, а документы по жилплощади не дают повода оценивать ее жилищную обстановку, как острую;
    • Когда у одного из членов семьи нет российского гражданства;
    • В случае лишения (ограничения) родителей прав в отношении их детей;
    • При проживании семьи в регионе меньше чем 5 лет;
    • При установлении факта намеренного ухудшения жилищных условий.

    В перечень обоснований отказа могут включаться и другие причины, представленные в решении комиссии, заседание которой проводилось в рамках вопроса выделения жилья взамен земельного участка.

    Тонкости учета и получения жилья будут напрямую связываться с особенностью решений, принимаемых в этом вопросе на местах. Следует упомянуть, что далеко не всеми регионами четко сформирована структура подобного процесса.

    Однако без предварительного общего обсуждения, большая часть регионов в качестве приоритетных условий выставила такие как «нуждаемость» и «острая нуждаемость».

    В зависимости от регионального решения, условия, при которых получается помощь, могут быть разными, к примеру, льготной постановки в очередь за жильем, выделения жилья с большей, по отношению к имеющейся, площадью.

    Есть даже программа, предусматривающая льготное получение стройматериалов, однако, при условии выбора семьей участка для целей строительства.

    Множество административных образований в качестве льготного условия могут предложить ипотеку с наличием льгот. Требуется всего лишь рассмотреть все имеющиеся предложенные приоритеты, после чего принять решение в пределах своих возможностей.

    Компенсация

    Компенсация наличными взамен получения участка, утверждения пока не получила. Но подобный выход из положения все же возможен, если комиссией принято соответствующее решение.

    Если для вас приемлем именно последний вариант, то нужно следовать упомянутой ранее схеме и рекомендациям, данным для приобретения жилья взамен земельного участка. Подача заявления будет осуществляться в адрес того же лица, и в совокупности с тем же пакетом документации.

    Решение вопроса будет отнесено на рассмотрение той же комиссии. Разница в этом случае будет состоять в том, что взамен предусмотренной по закону земли, запрашивается денежная компенсация в размере стоимости указанной недвижимости.

    Если говорить о муниципалитетах таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, а также их областей, инициация этого вопроса возможна только со стороны органа местного самоуправления.

    Здесь подобный вопрос будет решен более взвешенно. При региональном рассмотрении вопроса, утверждение компенсации напрямую будет зависеть от наличия соответствующей статьи финансирования.

    Не нужно удивляться и сразу предъявлять претензии после озвученного отказа, поскольку в условия программы оказания госпомощи семьям не включены отдельно положения об обязательной выплате денежной компенсации, подобное решение может быть принято органом самоуправления исключительно в добровольном порядке.

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    8 (800) 511-69-42
    Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

    fector.ru
    Можно ли многодетным семьям получить квартиру вместо земельного участка в 2019 году
    Можно ли многодетным семьям получить квартиру вместо земельного участка в 2019 году

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: