Нарушение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — в 2019 году

Виды разрешенного использования (ВРИ) земельных участков в текущем году остаются неизменными. Последние изменения были внесены в 2015 г. Все коды ВРИ внесены в специальный документ – классификатор (Классификатор ВРИ). Им в настоящее время пользуются кадастровые инженеры, а также все профильные ведомства, так или иначе имеющие отношение к землеустройству и землепользованию.

Действующая редакция Классификатора вступила в силу 24.12.2014 г. и утверждена Постановлением Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. Этот отраслевой стандарт служит единственным источником для определения категории разрешенного использования для всех без исключения земельных участков.

Чтобы поставить любой земельный участок на кадастровый учет, сначала необходимо:

  1. Определить по Классификатору вид разрешенного использования (код);
  2. Выполнить оценку;
  3. Подготовить территориальный план.

Требование о присвоении каждому участку определенного вида разрешенного использования содержится в Земельном кодексе. Следование требованиям Классификатора позволяет защитить нуждающиеся в этом разновидности участков (заповедники, заказники и т.д.), а также придать каждому объекту конкретный статус.

Важно подчеркнуть, что «категория земель» — это не то же самое, что «вид использования земель». Так, Земельный кодекс называет только 7 категорий, но видов разрешенного использования на данный момент существует намного больше. Для упорядочения и был создан Классификатор ВРИ, в котором перечислены все способы использования земель для хозяйственной деятельности. Если выявляются нарушения правил Классификатора, то для нарушителя это влечет не только гражданско-правовые последствия (расторжение договорных отношений), но и административные в форме штрафов.

В положения Классификатора регулярно вносятся поправки. Однако, действует правило, согласно которому уже присвоенный вид разрешенного использования сохраняется за участком до тех пор, пока не будут изменены его границы. Если же границы меняются или ВРИ присваивается впервые, то применяется самая последняя редакция Классификатора.

В Классификаторе для каждого ВРИ указано не только полное наименование, но и подробное описание, а также присвоенный код, который и используется во всех документах, идентифицирующих конкретный участок.

Всего в документ включено 12 обобщенных разновидностей, каждая из которых дополнена уточненными видами (максимум 18). Обобщенные виды применяются тогда, когда не известно или не установлено направление будущего развития данной территории. Присвоение участку обобщенного вида использования позволяет в дальнейшем применять все уточненные виды хозяйственного использования земель, ему соответствующие.

В каждом ВРИ обязательно указано, какие линейные объекты допускается строить (линии электропередач, инженерные коммуникации и т.д.). Это освобождает землепользователя от необходимости получать дополнительные коды для их постройки.

Как можно использовать земли по Классификатору ВРИ?

Опираясь на присвоенный участку код ВРИ, владелец может его использовать для:

  1. Сельскохозяйственных работ, включая устройство пасек, посадку плодовых деревьев, разведение крупного или мелкого скота и т.д. Речь идет не только о таких крупномасштабных объединениях земель, как агрофирмы, чьи территории могут охватывать тысячи гектар, но и малые фермерские хозяйства и даже еще более мелкие участки для индивидуального пользования.
  2. Возведения жилых строений. Сюда входит и частное строительство для индивидуального использования, а также застройка целых районов многоквартирными домами.
  3. Строительства всевозможных социально-культурных объектов: театров, школ, больниц, церквей и т.д. Объединяет эти категории именно назначение объектов, которые не используются как производственные или жилые.
  4. Коммерческого использования – строительство рынков, торговых комплексов, отелей и т.д. Каждый из построенных объектов недвижимости используется для получения прибыли.
  5. Рекреационного применения – возведения объектов туризма, спорта, санаториев и т.д.
  6. Создания объектов производственного назначения (цеха, склады, заводы и т.д.).
  7. Транспортного применения – возведения дорог, мостов, промышленных трубопроводов и т.д.
  8. Военное и охранное использование.
  9. Создания гидротехнических объектов – прудов, каналов, ледников.
  10. Природоохранной деятельности (заповедники, заказники, охраняемые зоны).
  11. Заготовки леса и переработки древесины.
  12. Размещения объектов общего использования, как то автотрассы, тротуары, парки и скверы, площади, кладбища, крематории и т.д.

Существует и так называемый «запасной» ВРИ, который назначается землям, не используемым для какой-либо хозяйственной деятельности. Существуют территории, вблизи которых нет населенных пунктов, или иных объектов, поэтому до момента их распределения земли остаются без конкретного назначения.

Подробнейшее описание, приводимое по каждому виду в Классификаторе, позволяет в точности определять, в каких целях можно пользоваться данной землей, а в каких – нет. Эта информация служит руководством для собственников, а также для тех, кто желает приобрести участок.

Типичный пример – приусадебный участок для личного подсобного хозяйства. На нем собственник вправе построить жилой дом для себя, причем высотой до 3 этажей. Но поделить этот дом на несколько квартир, зарегистрировав каждую как самостоятельный объект недвижимости – нельзя. Зато можно построить гараж или другие хозяйственные постройки, а также разводить домашних животных и производить сельскохозяйственную продукцию.

Ни одна из категорий не имеет единственного назначения, всегда перечисляется несколько допустимых вариантов использования, что открывает перед хозяйствующими субъектами широкие возможности получения прибыли или иной пользы от недвижимости.

Что изменилось в малоэтажном жилищном строительстве с введением Классификатора ВРИ?

Первое изменение связано с поправкой официальной формулировки малоэтажной жилой застройки. Раньше под ней понимались частные дома высотой до 5 этажей, а теперь только до 4 включая мансарду. Это очень серьезное уточнение, которое положило конец большому количеству судебных исков. Ведь до сих пор собственники, уличенные в нарушении разрешенного использования земель, мотивировали свои действия тем, что мансарда в качестве 5 этажа не может считаться полноценным жилым этажом. Теперь же таким владельцам не удастся зарегистрировать право собственности на строение, поскольку оно противоречит ВРИ.

Ранее не существовало ВРИ, который позволял бы строить таун-хаусы. Теперь есть отдельная формулировка – «блокированная жилая застройка», под которой понимают жилые дома высотой до 3 этажей, которые не делятся на квартиры. Каждый дом предназначен только для 1 семьи, но может иметь общие (смежные) стены с другими домами. Общее же количество таких объединенных домов не может превышать 10. Если код ВРИ данного участка не позволяет строительство таун-хаусов, то зарегистрировать на такую постройку право собственности также не получится.

Чтобы узнать ВРИ участка, поставленного на кадастровый учет, необходимо запросить выписку из ЕГРН в Росреестре. Сделать это в местном отделении Росреестра, на его официальном сайте или через сайт госуслуг. Заявление можно подать и через МФЦ. Если у вас есть на руках документы в виде свидетельства о праве собственности, выданного после 24.12.2014 г., то в нем также должен быть указан код ВРИ. Сведения о коде ВРИ являются общедоступными.

Немалую часть собственников земель волнует вопрос об изменении ВРИ. Ведь вполне может так сложиться, что намерения собственника не совпадают с тем, что Классификатор разрешает делать на земле. Например, земля сельхозназначения не может использоваться для строительства многоквартирного жилья, а владельцу хотелось бы отдать свой участок под застройку.

Полномочиями по изменению ВРИ для участков земли обладает местная администрация. Для этого нужно обратиться в подчиненный земельный комитет. Если земельного комитета нет, тогда придется обращаться в администрацию вышестоящего территориального подразделения (районного, городского). Многие комитеты имеют свои официальные сайты, где можно получить информацию о времени работы, порядке приема заявлений. Далее необходимо составить заявление, в котором указывают:

  1. Кадастровый номер земельного участка.
  2. Настоящий и желательный коды ВРИ.
  3. Причины, по которым собственник желает изменить ВРИ.
  4. Информация о владельце земли, а также о том, числятся ли за участком обременения.

Дополнительно к заявлению следует приложить следующие документы:

  1. Копию паспорта владельца участка.
  2. Выписку из ЕГРП.
  3. Письменное согласие собственника на смену ВРИ.

После получения заявления от собственника, комитет изучает возможность смены ВРИ, а затем выдает официальный отказ или одобрение. Оспорить отказ можно в судебном порядке. Положительный ответ является основанием для дальнейших мероприятий по изменению ВРИ.

Администрация рассматривает – к какой функциональной зоне относится данный участок. Для каждой из таких зон имеется перечень допустимых ВРИ. Если собственник запросил перевод из одного кода ВРИ в другой, но оба кода входят в перечень, составленный для данной зоны, то разрешение будет выдано.

    Добрый день, подскажите пожалуйста. Заранее благодарю за помощь.

    В собственности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом находится земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов) с узкоопрееделенным видом разрешенного использования земельного участка.

    Этот же вид использования земельного участка указан в договоре аренды этого участка.

    Так же, договор аренды содержит условие о расторжении договора в случае нецелевого использования земельного участка.

    В настоящий момент нежилое здание, расположенное на этом участке, используется по иному назначению, нежели указано в Договоре аренды земельного участка.

    Подскажите — как быть в этой ситуации? Менять вид разрешенного использования земельного участка?

    Если да — какова пошаговая процедура смены вида разрешенного использования земельного участка (со ссылкой на НПА).

    Заранее благодарю.

    26 Июля 2019, 16:56, вопрос №1707109
    Екатерина, г. Москва

    800 стоимость
    вопроса

    вопрос решён

    Свернуть

    Консультация юриста онлайн

    Ответ на сайте в течение 15 минут

    Задать вопрос

    Ответы юристов (4)

    Общаться в чате

    Бесплатная оценка вашей ситуации

    Подскажите — как быть в этой ситуации? Менять вид разрешенного использования земельного участка? Если да — какова пошаговая процедура смены вида разрешенного использования земельного участка (со ссылкой на НПА).

    Екатерина

    Екатерина, добрый день!  Согласно ст. 7 Земельного кодекса

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
     
    Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

    указанный классификатор утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Зонирование определяется правилами землепользования и застройки, установленными на территории соответствующего муниципального образования. Т.Е. надо смотреть местное ПЗЗ и какие условно разрешенные виды РИ ЗУ для данной зоны ими предусмотрены, если нужного там нет — то сменить ВРИ ЗУ возможно через длительную процедуру общественных слушаний как минимум +сделать это вправе собственник а не арендатор. Кроме того если конкретный вид ВРИ ЗУ указан в договоре то его изменение без изменения договора будет нарушением условий договора и основанием для досрочного расторжения. 

    Общаться в чате

    Бесплатная оценка вашей ситуации

    Юрист, г. Санкт-Петербург

    Источник — Журнал «Азбука Права» 2019

    КАК ИЗМЕНИТЬ ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).
    До принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки (применительно к Московской области и муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 01.07.2019) решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п
    . 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.
    Для изменения вида разрешенного использования земельных участков на примере городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

    Шаг 1. Подготовьте документы и представьте их в администрацию по месту нахождения земельного участка
    К ним относятся (п
    . 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16.08.2012 N 387/9-1):
    1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;
    2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
    3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;
    4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
    5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;
    6) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая основные характеристики указанного в обращении земельного участка;
    7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);
    8) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;
    9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.

    Примечание. В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться. Рекомендуем заранее ознакомиться с перечнем необходимых документов и формами их представления.

    Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.
    Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов с указанием даты и перечня принятых документов (п. 3.2.4 Регламента).
    Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях (п
    . 2.4 Регламента).
    Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно
    . Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

    Шаг 2. Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка
    Для получения документов необходимо предъявить паспорт или доверенность при получении документов представителем (п
    . 3.7.7 Регламента).
    Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке (разд. 5 Регламента).
    Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Росреестр местной администрацией (п. 3.6.3 Регламента; п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

    Шаг 3. Дождитесь внесения изменений в ЕГРН
    Росреестр не позднее 15 рабочих дней с даты поступления сведений от местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносит соответствующие сведения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем в течение следующих пяти дней правообладателю направляется уведомление по адресу электронной почты (если такие сведения имеются в ЕГРН или указаны в заявлении) либо почтовым отправлением в виде бумажного документа (ч. 1, 5 ст. 34 Закона N 218-ФЗ; п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173).
    В случае если в установленный срок изменения не были внесены в ЕГРН, вы вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих сведений (ч
    . 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).
    В течение трех рабочих дней после получения вашего заявления Росреестр самостоятельно запрашивает необходимые документы и сведения в органах государственной власти и местного самоуправления (ч
    . 2 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).
    В течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица Росреестр направит вам соответствующее уведомление (ч
    . 5 ст. 33 Закона N 218-ФЗ; пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России N 173).

    Обратите внимание!
    В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде (ч. 2, 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

    получен
    гонорар 50%

    Общаться в чате

    Бесплатная оценка вашей ситуации

    Уважаемая Екатерина! Здравствуйте! В дополнение к мнению уважаемого и профессионального коллеги:

    В настоящий момент нежилое здание, расположенное на этом участке, используется по иному назначению, нежели указано в Договоре аренды земельного участка.

    Здесь, конечно, лучше бы уточниться и не судьба хоть какое-либо помещение использовать согласно условиям договора аренды.

    Если нет, то, по уму, надо тогда вносить изменения в договор аренды.

    По изменению ВРИ ЗУ выше уже приписали (см. также ст.37 Градостроительного кодекса РФ). 

    Другой разговор, что надо или нет, но здесь надо вдаваться в детали и в местные ПЗЗ.

    получен
    гонорар 50%

    Общаться в чате

    Бесплатная оценка вашей ситуации

    Здравствуйте, Екатерина.

    Предложу альтернативный вариант решения Вашего вопроса.

    Вы можете выкупить земельный участок, если за три года аренды у Вас не было зафиксировано нарушений.

    Земельный кодекс

    Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

    (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

     
    1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

    2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

    9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицупо истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

    Если Вы владельцы этого объекта недвижимости, то Вы также можете претендовать на приобретение земельного участка в собственность, выкупить его.

    Земельный кодекс

    Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

     
    1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

    2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

    6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

    С уважением!    Г.А. Кураев

    Все услуги юристов в Москве


    Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
    с юристами в каждом городе о лучшей цене.

    fector.ru
    Нарушение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — в 2019 году
    Нарушение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — в 2019 году

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: