Обзор категорий земельных участков в 2019 году

С 1 января 2019 года вступают в действие новые положения закона о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти регистрацию в ЕГРП. Кроме того, продолжится поэтапный переход на применение кадастровой оценки земли, что приведет к дальнейшему повышению налоговой нагрузки.

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2019 года

До конца 2016 года собственники земельных участков должны зарегистрироваться в ЕГРП, что зафиксировано в законе №251-ФЗ. В противном случае наделы перейдут в муниципальную собственность, что чревато различными проблемами. В рамках нового закона, земельный надел будет снят с кадастрового учета, если в течение пяти лет после постановки на учет участок не был внесен в ЕГРП.

Нововведения станут проблемой для рядовых дачников, которые не успели пройти процедуру регистрации. При этом «бывший» собственник земли не узнает, о переходе земельного участка муниципальным властям, поскольку для суда данный надел является «бесхозным». Не спасет ситуацию даже наличие постройки на участке, если надел не поставлен на учет в ЕГРП.

В рамках принятых изменений, собственникам участков придется сделать межевание, в противном случае будет ограничено право на продажу, передачу в наследство и т.д. Данная норма вступает в силу с 2018 года. Помимо учета в ЕГРП, проблемным вопросом является переход на применение кадастровой оценки участков.

Сомнительная стоимость

Со следующего года при расчете земельного налога будет применяться кадастровая оценка участка. Если ставка налога останется без существенных изменений (0,1-2%), то стоимость участков вырастет в разы, что станет настоящей проблемой для рядовых налогоплательщиков.

Утвержденные изменения предполагают исключительное право государства осуществлять оценку участка, которая будет отображаться в кадастре с 2019 года. На данный момент определить кадастровую стоимость могут представители специализированных частных компаний. В результате появится государственная монополия, что приведет к негативным последствиям и возможным манипуляциям, считают эксперты. По сути, региональные власти будут сами проводить оценку и утверждать ее результаты.

Кроме того, появится необходимость в дополнительном штате чиновников, которые будут проводить оценку в специализированных государственных учреждениях – ГБУ. Данное намерение властей явно контрастирует со стремлением экономить государственные расходы, что стало необходимостью после начала кризиса.

Еще один проблемный момент – определение кадастровой стоимости. В некоторых ситуациях кадастровая оценка участка существенно превышает его рыночную стоимость, что вынуждает граждан обращаться в суд для защиты своих интересов. В результате чиновники разработали новую методику определения стоимости, которая поможет решить существующие проблемы. Данный процесс будет унифицирован и стандартизирован, что нивелирует влияние ситуативных факторов. Эксперты подчеркивают, что достоверное определение стоимости участка зависит от полноты информации, которой владеет оценщик.

Борьба за свои интересы

Среди положительных моментов изменений, которые вступают в силу в следующем году, можно отметить усовершенствование механизма, который поможет уточнить кадастровую стоимость участка. Собственники смогут инициировать внесение уточнений в кадастровую оценку, с учетом текущей динамики рынка земли. Таким образом граждане получат дополнительные возможности для снижения расходов на оплату налогов.

На данный момент граждане вынуждены обращаться в суд в следующих ситуациях:

  1. Утвержденная кадастровая оценка превышает рыночную стоимость.
  2. Некорректные данные, которые применяются для проведения оценки.

Действующая судебная практика подтверждает, что более половины граждан, которые отстаивают свои интересы в суде, добиваются пересмотра кадастровой стоимости. В результате удается существенно снизить рассчитанную сумму налога, который подлежит уплате в бюджет.

Экономические реалии

Изменения в кадастровом учете, вступающие в действие с 1 января 2019 года, связаны с экономическими реалиями. Власти стремятся увеличить бюджетные поступления, для чего необходимо перейти на применение рыночной стоимости земли.

Ранее собственники участков могли оперировать инвентаризационной оценкой, которая была существенно ниже реальной стоимости земельного надела. Дополнительные налоговые платежи помогут стабилизировать дефицит бюджета, который в нынешних условиях является главной проблемой чиновников.

Однако эксперты отмечают, что предложенная реформа не приведет к экономии государственных расходов. Создание ГБУ потребует увеличить штат чиновников, что в свою очередь увеличит затраты бюджета.

С 2019 года вступает в действие ряд изменений в части кадастрового учета. Собственники земельных наделов должны будут поставить на учет свои участки в ЕГРП, в противном случае земля перейдет в муниципальную собственность.

Кроме того, расчет налога будет производиться на основании кадастровой оценки земельных участков.

Читайте также:

  • Налог на квартиру в 2019 году
  • Курортный сбор в 2019 году: налог для туристов
  • Новый закон о дачах с 2019 года

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Понятие о «земле» и «земельном участке» законодатель вводит в земельном законодательстве. Эти понятия очень схожи, но имеют разное определение. Земля представляет собой какую-то определенную территорию, расположенную в том или ином месте. Это может быть объект для общего пользования, где прокладываются дороги, строятся города, располагаются водоемы, лесные зоны и другие объекты.

Земля в широком значении не может являться предметом сделок, ее невозможно продать или сдать в аренду, оформить на нее права собственности, т. к. она принадлежит государству и всему народу.

Требования к земельному участку несколько другие, он представляет собой ограниченную территорию и в зависимости от своего предназначения относится к определенной категории земель. Когда лицо приобретает участок, оно должно поинтересоваться, можно ли на нем осуществлять ту или иную деятельность. Например, участки, на которые поделена земля, принадлежащая садовому товариществу, предназначены для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В тоже время гражданин или юрлицо может приобрести участок в черте населенного пункта или за ним.

Понятие участка больше приближено к деятельности человека. Если земля в целом – это природный ресурс, то участок – это только какая-то ее часть, представляющая собой недвижимость, с которой можно совершать различные правовые действия.

Участки могут быть неделимыми, которые нельзя разделить так, чтобы они не потеряли свои свойства, и делимыми. В пределах населенного пункта, например, один участок можно передать одному застройщику, а другой – другому. Но в целом земля будет принадлежать муниципалитету, в отдельном случае частное лицо может получить разрешение на ее выкуп у государства, другим вариантом является аренда.

Обзор понятия и виды

Земля не может считаться бесхозной, если у нее нет конкретного собственника, то им является государство. Фактически это муниципальная собственность. До 1993 г. межевание земли в России не проводилось, но с выходом Земельного кодекса это стало возможным, а потому у отдельных участков появились собственники.

Участок определяется длиной и шириной, имеет площадь. У него есть и другие характеристики – месторасположение, почва, наличие водоема, присутствие рядом каких-либо объектов и т. д. У участка должно быть предназначение или вид использования, который будет разрешен в законном порядке.

Земли классифицируются категориями, исходя из их свойств. Но на одной и той же земле можно выделить различные участки, где человек будет вести различную деятельность.

Например, земля имеет определение сельской местности, на ней можно заниматься:

  • сельским хозяйством;
  • выращиванием скота;
  • научными и исследовательскими работами;
  • охотой и рыболовством;
  • личным подсобным хозяйством, а значит возводить жилые строения (частные дома) и нежилые хозяйственные постройки;
  • иными видами деятельности.

Когда земля предназначена для застройки, это обозначает, что возводить в различных местах (на участках) можно:

  • жилые строения;
  • производственные здания и цеха;
  • коммерческие постройки, офисы, торговые центры;
  • инженерные конструкции;
  • коммуникационные сети;
  • другое.

Само собой разумеется, что там, где находится участок с инженерными сооружениями, обеспечивающими, например, электроснабжение города, не могут быть возведены жилые дома. В зависимости от эксплуатации участка за ним закрепляется определенный вид, который чаще всего распространяется и на близлежащие зоны.

Например, можно различить такие основные виды участков, на которых можно:

  • заниматься сельским хозяйством;
  • проводить личное строительство (ИЖС);
  • вести подсобное хозяйство в некоммерческих целях (ЛПХ);
  • возводить личные жилые строения (ИЖД);
  • проводится выращивание плодов и овощей, т. е. вести дачное хозяйство без капитального строительства.

Чаще всего такие участки относятся к частной собственности. Если собственник будет использовать землю не по назначению, ему не избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов. Но разрешается сменить вид использования участка, для этого необходимо подать заявление и другие документы, решение принимается муниципалитетом.

Центральные условия

Для пользования земельным участком лицу необходимо ознакомиться с положениями закона, разобраться с категорией земли, к которой он относится, каким образом его можно рассматривать, как объект недвижимости.

Положения по закону

В России правоведение в отношении земель и земельных участков регламентируется:

  • Земельным кодексом;
  • различными Федеральными законами;
  • Гражданским кодексом;
  • Градостроительным кодексом.

Так, в ФЗ № 136 (25.10.01), в статье 11 даются различные понятия, которые помогают разобраться, как проверить земельный участок, и что следует понимать под этим определением:

  • что это такое;
  • как он образуется;
  • какими характеристиками следует описывать объект;
  • на каком основании его следует считать недвижимостью;
  • как перевести землю из одной категории в другую;
  • что такое муниципальная и частная собственность в отношении земли;
  • зачем ставить участок на кадастровый учет и что такое кадастр;
  • как отделить, выделить и распределить участки;
  • каким образом регистрируются права собственности на участок;
  • другие аспекты.

Разделение на категории

Категория земель определяется их целевым предназначением. Фактически под категорией следует понимать краткое описание свойств конкретных земель. Законодатель сформулировал данные понятия в Земельном кодексе.

В 14−18 главах говорится, в каком порядке, и согласно каким специфическим чертам должно происходить распоряжение землей при использовании для:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • размещения населенных пунктов;
  • промышленных объектов;
  • обороны и безопасности страны;
  • телекоммуникаций, радиовещания, связи;
  • транспорта;
  • энергетики;
  • в других целях.

Отдельно рассматривается вопрос о водных ресурсах и лесных зонах. Полный перечень категорий земель указан в Приказе № 540 (01.09.14), изданном Минэкономразвития РФ. На основании категории земли и вида земельного участка на нем может быть разрешена или запрещена конкретная деятельность.

Если, к примеру, участок земли является заповедной зоной, то там нельзя охотиться. Земля сельскохозяйственного назначения должна характеризоваться плодородной почвой и располагаться за пределами или граничить с населенным пунктом. Использовать такую площадь можно только для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок как объект недвижимости

Конституция РФ, глава 11 говорит о том, что вся земля в стране принадлежит народу.

Одновременно она может являться собственностью:

  • государства;
  • муниципалитета;
  • юридического лица;
  • гражданина.

К недвижимости участок можно отнести только с момента, как он пройдет госрегистрацию, ему будет присвоен уникальный номер. С момента прохождения регистрации, когда права собственности будут закреплены за каким-то лицом, участок можно запустить в оборот. Тогда возможна продажа, имущественный раздел, дарение, отчуждение, другие правовые действия с недвижимостью.

Когда согласно Конституции какое-то имущество является общенародным, это обозначает, что на права собственника накладываются определенные ограничения, т. е. он не может им распоряжаться только на свое усмотрение. Закон требует его использования только согласно назначению.

В таких случаях, например, землю, принадлежащую муниципалитету, находящуюся в черте города, нельзя отдать или продать какому-то лицу с целью разведения на ней подсобного или фермерского хозяйства. Когда участок предназначен под строительство жилого района в городе, его нельзя использовать для прокладки трассы и др. Для определения недвижимости участок должен характеризоваться различными параметрами и стоимостью.

К идентификационным признакам участка, как недвижимости, относятся:

  • кадастровый номер;
  • номера отдельных его частей, если он большой;
  • адрес расположения;
  • площадь всего участка и отдельных его частей;
  • реквизиты собственника или совладельцев;
  • характеристика расположенных на нем сооружений или иных объектов, площадь каждого в отдельности;
  • границы всего участка и отдельных его частей;
  • назначение земли;
  • статус.

В ГК, ст. 130 дается определение земельному участку, как вещи, на которую могут возникать имущественные и иные права, совершаться сделки и различные действия не правового характера. Права владения на участок, как недвижимость, могут устанавливаться на бесплатной основе или платной.

Если гражданин уже владеет участком, т. е. получил его от государства во временное или бессрочное пользование, то он уже не сможет от него отказаться, и ему необходимо, например, в 2019 году пройти приватизацию. В результате приватизации государственного имущества права собственности закрепляются за гражданином.

На основании договоров различного характера права собственности будут переданы от собственника другому лицу, когда произойдет:

  • покупка или продажа земли;
  • мена;
  • рента;
  • дарение;
  • наследование;
  • другая сделка по отчуждению имущества.

В некоторых случаях недвижимость (участок) можно выкупить у государства по кадастровой стоимости, если муниципалитет даст такое разрешение.

Какие действия разрешены

Использование земель для личного подсобного хозяйства определено в ФЗ № 112, ст. 4. От местоположения земли будет зависеть, как ее можно использовать. Если приусадебный участок, который собственник использует для ЛПХ расположен в черте города, то фактически он становится схожим с землей, предназначенной для индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Такой участок может успешно использовать многодетная семья не только для ведения хозяйства, но и строительства дома. Для семей, когда много родственников проживает вместе, это самый удобный вариант. В таком жилом доме можно зарегистрироваться (прописаться), а на земле дополнительно возвести хозяйственные сооружения, гараж.

Конечно, при строительстве должны быть учтены санитарные, пожарные, градостроительные и другие нормы, тогда дом без проблем будет введен в эксплуатацию. Сама земля может использоваться для выращивания фруктов и овощей, т. е. фактически она частично будет кормить большую семью. Если участок расположен за городом, то на нем можно организовать фермерское хозяйство также с постоянным проживанием в капитальном жилом доме.

В другом случае участок можно использовать под дачу, где возможен не только отдых в летнее время, но и ведение садово-огороднического хозяйства. Но не во всех случаях тип земли позволяет на ней возводить капитальные жилые дома, куда будут подведены необходимые коммуникации. Если в доме невозможно проживать круглогодично, значит и прописаться в нем будет нельзя.

Если участок расположен далеко от населенного пункта, и относится к степным или полевым территориям, то его можно использовать для выпаса скота или выращивания сельскохозяйственных культур, но возвести там жилое строение невозможно. На полевых участках запрещено капитальное строительство. Постройки могут носить хозяйственный и временный характер. Например, в полевых условиях можно возвести баню, но без фундамента, а значит, специальное разрешение на строительство не потребуется.

Прочие уточнения

Участки, которые выделяет государство или муниципалитет для целевых нужд гражданам, могут иметь минимальную или максимальную площадь, у них может быть прямоугольная форма или квадратная, треугольная. Все зависит от того, как было сделано межевание.

В каждом регионе местные власти определяют допустимые нормы земли, которые они могут выделить из земельного фонда, например, под размещение гаражного кооператива, приусадебного хозяйства садового товарищества, под индивидуальное строительство. В основном нормы зависят от объема земель, которые числятся у муниципалитета как не задействованные, т. е. не используются с пользой.

В ФЗ № 112, с. 4 , п. 5 сказано, что максимальная площадь, например, для ЛПХ не может превышать 0,5 га. В дальнейшем собственнику можно увеличить этот размер, но не более чем в 5 раз. Минимальный размер не может быть меньше 2,5 га.

Временный статус

Данные о каждом участке содержатся в государственном кадастре до тех пор, пока на него не будут оформлены права владения, т. е. у них только временный характер. Такой участок можно купить у государства или муниципалитета, получить на бесплатной основе, взять в аренду.

С момента оформления прав на владение в кадастре сведения изменятся на постоянные. Временный статус обозначает всего лишь, что на участок ни у кого нет прав, − ни частной собственности, ни аренды.

Согласно закону, если в течение 2-х лет никто не заявит права на землю, имеющую временный статус, она должна быть снята с кадастрового учета, но в реальности сроки намного больше.

Кадастровые сведения

По сведениям, которые хранятся в Кадастровой палате, участок может числиться, как:

  • временный;
  • ранее учтенный;
  • учтенный;
  • архивный;
  • аннулированный.

Учтенным участок становится с момента, как на него кто-либо получит право владения.

Существует несколько ситуаций, когда происходит аннулирование сведений об участке:

  • Если гражданин запланировал выкупить землю у государства или пройти приватизацию, оформить аренду, но не сделал этого в течение 2-х лет. Это касается участков, которые ставились на учет после 2008 г. Например, семья получила пособие на 3 ребёнка и дополнительно за счет материнского капитала решила выкупить землю и начать строительство, подала документы, но не прошла процедуру до конца. По истечении 2 лет выкупить участок смогут другие граждане.
  • Отказано в межевании участка по разным причинам. Многие граждане даже не спешат это делать, ведь процедура является платной, а владелец, например, планирует продавать землю.

Статус ранее учтенного участок может иметь, если на него права владения возникли до марта 2008 г. В кадастре могут находиться различные сведения, если участок не прошел межевание, то у него может и не быть границ.

В отношении таких участков нередки случаи, когда правоустанавливающие документы на них есть, а сведений в кадастре нет. Владелец может подать заявление с просьбой о внесении данных. Фактически статус ранее учтённый получили все участки, межевание которых было совершено до 2000 г. или до выхода закона о земельном кадастре.

Возможные ограничения и обременения

Ограничения могут быть наложены на оборотоспособность участка, т. е. насколько возможна его передача другому собственнику или владельцу. Для примера можно взять реорганизацию юрлица. Но иногда участок может быть исключен из оборота вообще и его никак нельзя получить в частную собственность.

К таковым землям относятся:

  • заповедники;
  • охраняемые государством парковые зоны;
  • места захоронения военных или радиоактивных отходов;
  • территории расположения военных баз, войск;
  • местности, расположенные вблизи границ.

Ограничение в обороте накладывается на ценные для государства земли или те, где расположены стратегически важные объекты, местности, имеющие культурное наследие для страны. Если участок попадает под такие категории, с ним нельзя совершать сделки отчуждения. Участок может иметь обременение.

Его могут наложить и местные власти, но чаще всего временный запрет на совершение с землей каких-либо операций накладывается по причине:

  • сдачи ее в аренду на платной или безвозмездной основе;
  • передачи земли в залог при оформлении ипотеки или другого кредита;
  • того, что требуется удовлетворить нужды государства или частного лица, обременение накладывает сервитут, например, через личный участок должна пройти магистраль, линия электропередачи;
  • судебного разбирательства, когда на землю есть несколько претендентов;
  • наложения ареста из-за долгов собственника;
  • возникновения других ситуаций.

Возникающие нюансы

Для граждан оптимальным вариантом для собственности является участок, имеющий статус ЛПХ, который нельзя будет использовать в коммерческих целях. Он может приобрести его или взять в аренду у местных властей, частного лица. Но фермеру необходимо знать, куда обращаться при появлении излишков продукции, которые требуется реализовать.

Специальная справка выдается в местной администрации, имея ее на руках владелец может продавать овощи и фрукты со своего огорода, если они соответствуют санитарным нормам. При этом выручка не будет облагаться никакими налогами.

Главная → Инфо → Мобильные → категории земель таблица 2019

Земельный фонд нашей страны составляет 1709,82 млн. га земли[11]. Согласно российскому законодательству земли делятся на категории по целевому назначению, и каждый конкретный участок может быть отнесен только к одной категории земель[4]. Нецелевое использование земель запрещено (ст. 7 п. 2 ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), ст. 7[9] определяет семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио и телевещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земельное законодательство РФ довольно сложное, спорное, имеет не до конца решенные вопросы, связанные с переходом от старых норм, характерных для СССР [8], к зонированию территорий, применяемому в рыночной экономике. При этом, порядок проведения зонирования устанавливается разными федеральными законами [3]. Пытаясь слить воедино старые постулаты и нововведения, законодатели  приняли в 2015 году новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г. [5].

Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором.

Распределение земель по категориям

Информация о распределении земель на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии) https://rosreestr.ru.

Наибольшую часть земельного фонда страны на 1 января 2014 года составляют земли лесного фонда — 1122,3 млн. га (65,6 %) и сельскохозяйственного назначения — 386,5 млн. га (22,6 %). Общая площадь земель населенных пунктов равняется 20,0 млн. га или 1,2 % всех земель РФ.

Категории земель — таблица с определениями и основными характеристиками

Категории земель по целевому назначению Определение и состав земель
Земли сельскохозяйственного назначения

(Глава XIV ЗК РФ)

Земли, которые находятся за границами населенного пункта, предоставленные и предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Состав:

1) сельскохозяйственные угодья;

2) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;

3) земли, занятые водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли населенных пунктов

(Глава ХV ЗК РФ)

Земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов. Земли городских и сельских населенных пунктов отделены границами от земель иных категорий

Включают земельные участки, отнесенные к территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Земли промышленности и иного специального назначения

(Глава XVI ЗК РФ)

Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Состав:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

(Глава XVII ЗК РФ)

Земли:

— имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение,

— изъятые, в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, для которых установлен особый правовой режим.

Относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Земли лесного фонда

(Глава XVIII, ст. 101 ЗК РФ)

Земли:

— покрытые лесной растительностью,

— предназначенные для восстановления леса (вырубки, гари, редины, прогалины и другие),

— нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли водного фонда

(Глава XVIII, ст. 102 ЗК РФ)

Земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов [1].

Относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли запаса

(Глава XVIII, ст. 103 ЗК РФ)

Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Перевод земель из одной категории в другую

Возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую определены ст. 8 ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2]. Речь идет не об изменении вида разрешенного использования земли, а об изменении категории, что намного сложнее.

Такой перевод осуществляется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности  на землю и категории земель.

Органы уполномоченные принимать решение о переводе земель из одной категории в другую Форма собственности на земельные участки и категория земель
Правительство Российской Федерации Земли в федеральной собственности
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1) Земли в собственности субъектов РФ;

2) Земли сельхозназначения в муниципальной собственности;

3) Земли сельхозназначения в частной собственности

Органы местного самоуправления 1) Земли муниципальной собственности, за исключением земель сельхозназначения;

2) Земли частной собственности, за исключением земель сельхозназначения

Заинтересованное лицо инициирует процесс смены категории земельного участка, направляя в соответствующий орган ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В заявлении указывается:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) текущая категория земель, к которой земельный участок принадлежит;

3) категория земель, в которую планируется перевести земельный участок;

3) обоснование перевода;

4) права на земельный участок.

Вместе с ходатайством необходимо предоставить:

1) выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка;

2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

3) заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

4) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорта, выписки из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ);

5) согласие правообладателя земельного участка [2].

Сроки рассмотрения ходатайства варьируются от 1 до 3 месяцев. Перевод считается состоявшимся от даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Такая процедура по закону должна занимать 12 дней. Но на практике правообладатели земельных участков уведомляются о внесенных изменениях в более длительные сроки. После перевода земельного участка из одной категории в другую переоформление правоустанавливающих документов на него не требуется.

Источники литературы и информации:

  1. ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения. – Режим доступа: http://ioit.ru/cgi-bin/catalog/catalog.cgi?i=12687&l=.
  2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173550/.
  3. Павлов, П.Н. Правовое регулирование зонирования территорий в Российской Федерации / П. Н. Павлов// Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» – 2004 г. — № 1 (18). – Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_13_8.htm.
  4. Чубуков, Г. В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Г. В. Чубуков, М. Ю. Тихомиров – М. – Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. – Режим доступа: http://www.k2x2.info/yurisprudencija/kommentarii_k_zemelnomu_kodeksu_rossiiskoi_federacii/p1.php.
  5. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168733/?frame=1#p28.
  6. Публичная кадастровая карта. – Режим доступа: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/.
  7. Обзор нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков (проблемные вопросы применения) – Режим доступа: http://kadastrdon.ru/stati/article_post/obzor-novogo-klassifikatora-vidov-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnyh-uchastkov.
  8. Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик / Закон СССР от 13.12.1968 № 3401 3401-VII — Режим доступа: http://www.pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5219.htm.
  9. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
  10. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173884/?frame=6#p1048.
  11. Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2013 г. / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). – Москва. – 2013 г. – Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/.
fector.ru
Обзор категорий земельных участков в 2019 году
Обзор категорий земельных участков в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: