Почему на практике задваиваются кадастровые номера земельных участков в 2019 году

В связи с тем, что земельные участки являются объектами, вовлеченными в гражданский оборот, существует необходимость ведения единого реестрового учета, позволяющего отобразить как сам объект гражданских прав и его физико-географические характеристики, так и динамику изменения права собственности на этот объект. Именно на достижение вышеуказанных целей направлен государственный кадастровый учет, так как без определения реальных границ существующего земельного участка невозможен его гражданский оборот, что существенно снижает эффективность использования такого земельного участка в экономическом процессе578 .

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»

data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″

data-ad-slot=»1061076221″>

Как отмечает Н.М. Камынина579, в 2000-х годах была проведена полная оцифровка сведений государственного кадастра, что, безусловно, необходимо рассматривать как значительный шаг вперед, по сравнению с бумажным кадастровым учетом. Кроме того, начиная с 2012 г., единый кадастр содержит информацию, как о земельных участках, так и о расположенных на них зданиях и сооружениях. Таким образом, впервые в истории Российской Федерации было обеспечено единство кадастрового учета земли и недвижимости. Следующим этапом развития системы кадастрового учета стало принятие и введение в действие Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вследствие чего был введен Единый государственный реестр недвижимости, включающий в себя как реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), так и другие реестры (реестр прав и ограничений прав на недвижимое имущество, книги учета документов и т.д.). Очевидно, что подобная унификация всего кадастрового учета, а также учета прав

собственности на объекты кадастрового учета в цифровом виде является важнейшей вехой в развитии законодательства Российской Федерации в данной сфере. В то же время, сама по себе оцифровка кадастрового учета не может полностью устранить многочисленные ошибки и неточности, содержащиеся в системах кадастрового учета.

Так, например, Н.О. Митрофанова580, анализируя состояние кадастрового учета на примере Новосибирской области выявляет целый ряд нарушений, указывая, что «из 221274 проверенных объектов выявлены ошибки в сведениях в отношении 179366 объектов учета, что составляет 80 % от общего количества проверенных сведений». Одной из основных проблем является так называемое «задвоение» кадастровых номеров – ситуация, когда за одним и тем же участком формируются два кадастровых номера. На практике такая ситуация неизбежно приводит к целому ряду проблем, связанных как с налоговым учетом, так и с переходом права собственности. Допустим, собственник продал земельный участок с условным кадастровым номером 001, а, затем, выявил, что в земельном кадастре ему принадлежит аналогичный земельный участок с кадастровым номером 002. Воспользовавшись этим, недобросовестный бывший собственник получает кредит под залог данного земельного участка, который впоследствии переходит в собственность финансового учреждения.

При попытке взыскания, финансовое учреждение обнаруживает, что один и тот же участок на праве собственности принадлежит как ему, так и иному лицу, что практически делает невозможным взыскание имущества. Таким образом, на современном этапе развития кадастрового учета земельных участков, необходимо применять меры, направленные на достижение следующих целей: – недопущение внесения новых ошибок в систему кадастрового учета; – верификация (исправление) существующих ошибок в системе кадастрового учета, позволяющих выявить «задвоение» земельных участков; – защита земельного кадастра от возможных злоупотреблений и неправомерного вмешательства. – необходимо доработать (на программном уровне) базы данных так, чтобы программа не позволяла произвести регистрационные действия при пересечении границ объектов недвижимости. Хотя ряд ошибок невозможно исправить без осуществления повторного межевания или других землеустроительных мероприятий, многие ошибки являются техническими.

В упомянутом нами исследовании состояния земельного кадастра в Новосибирской области, было установлено огромное количество ошибок, связанных с однозначными опечатками в кадастровом номере или в физико-географических координатах недвижимости. Для устранения типовых ошибок, не требующих проведения повторных землеустроительных работ, возможно применение специальных ботов, анализирующих большие массивы данных и исправляющих очевидные технические ошибки для того, чтобы сделать систему государственного кадастрового учета более предсказуемой. При этом решить техническую проблему простого «задвоения» (когда два кадастровых номера присвоены одному и тому же земельному участку, принадлежащему одному собственнику) относительно несложно с помощью стандартных технических процедур выявления таких ошибок. В том же случае, если земельный участок, которому присвоено два кадастровых номера, принадлежит сразу двум владельцам, решение таких вопросов возможно исключительно в судебном порядке, так как требует признания права собственности одного владельца и, соответственно, отказа в признании права собственности другого лица, указанного в материалах кадастрового учета. Наконец, существенной проблемой, приводящей к «задвоению», является уровень защищенности систем кадастрового учета.

Во многих случаях, проблема «задвоения» создается искусственно с целью неправомерного лишения человека собственности. В данном контексте одной из наиболее перспективных технологий по защите больших объемов данных по состоянию на 2019 г. считается технология blockchain. Данная технология, впервые появившаяся для обеспечения надлежащего функционирования децентрализированных криптовалют, на сегодняшний день успешно применяется для защиты данных благодаря отличной устойчивости к взлому581. В данном контексте целесообразно применить успешный опыт некоторых стран СНГ по переводу земельного кадастра на технологию Blockchain582, что позволяет обеспечить надлежащую защиту данных государственного земельного кадастра, а также ускоряет доступ к получению информации, что важно в контексте обеспечения открытости данных государственного земельного кадастра. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что несмотря на положительные стороны оцифровки бумажных ведомостей, положение дел в государственном земельном кадастре значительно улучшилось, существует целый ряд проблем, связанных с «задвоением» кадастрового номера земельного участка.

В то же время, использование описанных в данной статье современных технологий позволит существенно улучшить открытость, безопасность и точность информации государственного кадастрового учета, что делает обеспечение внедрения данных инноваций первоочередной задачей в сфере государственного кадастрового учета.

Литература

1. Киселева А.О., Клюшниченко В.Н. Государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. №1. С.81-85.

2. Камынина Н.Р. Информационное обеспечение кадастрового учета в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2013. №5. С.126-130.

3. Митрофанова Н.О. Современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области // Интерэкспо Гео- Сибирь. 2013. № 3. С.137-142.

4. Пархоменко Д.В., Пархоменко И.В. Лазерноe сканированиe в государственном кадастре недвижимости: технологические и правовые аспекты // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2016. №1 (33). С.114-123.

5. Горобцов С.Р. Применение 3D технологий для корректного учета объектов недвижимости // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. №3. С.127-133.

6. Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Финансы: Теория и Практика. 2019. №2 (98). С.6-11. 7. Новости: Государственный земельный кадастр Украины перешел на технологию Blockchain [Электронный ресурс] режим доступа: http://land.gov.ua/derzhavnyi-zemelnyi-kadastrpereishov-na-tekhnolohiiu-blockchain/

Степаненко Дмитрий Олегович

Метки:

конкурс

,

кадастровый номер
Предыдущая запись
Совершенствование уголовного закона за врачебные преступления
Следующая запись
Ответственность за нарушения неприкосновенности частной жизни в сети интернет

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Кадастровый номер присвоен каждому земельному участку, внесенного в госреестр недвижимости (ЕГРН). Он позволяет достаточно четко идентифицировать земельный надел. Обычно номер присваивается участку единовременно и не подлежит изменению. Но иногда возникают ситуации, требующие от собственников активных действий по изменению действующего кадастрового номера.

В каких случаях может возникнуть необходимость в изменении и аннулировании кадастрового номера земельного участка?

Условия изменения кадастровых номеров или их аннулирование содержатся в законе 221-ФЗ, принятом в 2007 году и посвященный государственному кадастру недвижимости.

Согласно п.3 16 статьи указанного закона изменение кадастрового номера требуется в следующих случаях:

  • изменился адрес земельного надела или описание его расположения (если на это есть распоряжение муниципальных властей);
  • участок был объединен с соседними или, напротив, разделен на несколько (т.е. была изменена площадь земельного надела).

Таким образом, внесение поправок в ГКН требуется только в исключительных ситуациях: если произошли изменения непосредственно с участком земли и он был наделен новыми характеристиками. Тогда как смена собственника не является основанием для изменения кадастрового номера, так как свойства участка остаются неизменными.

При некоторых модификациях характеристик земельного участка требуется сообщить об этом в Росреестр и внести изменения в ГКН. При этом сам кадастровый номер не изменится. Например, изменилась кадастровая стоимость, на территории участка появились новые объекты и постройки, было установлено обременение.

Право на изменение кадастрового номера принадлежит Росреестру. Оно осуществляется на основании заявления собственника или его уполномоченного представителя. Свои права на участок земли ему нужно будет подтвердить документально.

При изменении кадастрового номера старый аннулируется и более не может быть использован для идентификации участков земли.

Аннулировать кадастровый номер специалисты Росреестра могут не только по результатам его изменения, но и по собственной инициативе. Согласно 221 ФЗ, если права на объект не были узаконены в течение пяти лет после постановки его на учет, присвоенный кадастровый номер аннулируется.

Как поменять кадастровый номер?

Ведением государственного учета недвижимости в России занимается Росреестр. Именно сюда требуется обращаться для внесения изменений. Заявление подается в территориальное отделение Росреестра по местоположению участка земли. Уточнить адреса региональных офисов и уполномоченных отделений за прием заявок можно непосредственно на сайте ведомства.

Другими способами внесения изменений является передача документов через МФЦ или по почте России. Также Росреестр позволяет отправить заявку в электронном формате через сайт.

Документы, которые потребуются от заявителя для внесения изменений в ГКН будут зависеть от конкретной ситуации. В данный перечень могут включаться:

  • Паспорт заявителя и доверенность на представление интересов (опционально).
  • Выписка из ЕГРН (она помимо прочего должна подтвердить права собственности на участок заявителя).
  • Межевой план и кадастровый паспорт.
  • Решение администрации о смене адреса, переводе земель, уточнении их целевого использования.
  • Технический план на расположенные здания.

В любом случае от собственника потребуется заполнить бланк заявления на внесение изменений. Его можно заполнить непосредственно в ходе визита в Росреестр или предварительно. В заявлении необходимо прописать:

  • наименование органа Росреестра;
  • причину, побудившую собственника вносить правки (какие характеристики участка изменились);
  • сведения о заявителе;
  • перечень прилагаемых документов;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • предпочтительный способ получения решения по заявке (лично, по почте или через представителя).

Скачать образец заявления вы можете

здесь

.

Сами правки вносятся бесплатно. Госпошлина оплачивается только в случае необходимости получения собственником новой выписки из ЕГРН.

На смену номера и внесение правок в ГКН у ведомства будет 18 дней. Но при передаче заявления почтой или через МФЦ указанные сроки могут быть увеличены на время доставки уведомления почтовой службой или курьерами МФЦ до 21-25 дней. Собственники земли всегда смогут отслеживать статус обработки заявки в режиме онлайн по выданному им номеру.

В течение указанных временных рамок собственнику могут и отказать в регистрации изменений (например, в случае нахождения фактических ошибок и неточностей, неполной комплектности документов).

Как происходит аннулирование кадастрового номера?

В ситуации, когда собственнику стало известно об аннулировании сведений о земельном участке и исключении его из ГКН ему необходимо принять меры по постановке на учет участка в Росреестре. Только таким способом он сможет узаконить свои права на землю.

Данная процедура предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Сбор необходимого комплекта документов. Перечень необходимой документации включает: паспорт заявителя; межевой план, составленный кадастровым инженером; заявление о постановке участка на учет. Указанный перечень документов не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом специфики изменений.
  2. С представленным комплектом документов необходимо обратиться в отделение Росреестра, МФЦ (допускается предварительная запись на прием) или отправить их в электронном виде с помощью портала госуслуг. Указанная услуга предоставляется на безвозмездной основе.
  3. Получить выписку из ЕГРН, подтверждающую присвоение кадастрового номера и внесение изменение в ГКН.

Таким образом, при аннулировании кадастрового номера пользователю необходимо заново поставить землю на учет, так как возможность восстановления сведений из ГКН не предусмотрена.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Управление Росреестра по Курской области информирует.

Срок уплаты физическими лицами имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество) Налоговым Кодексом РФ установлен не позднее 1-го декабря года, следующего за прошедшим налоговым периодом, который равняется году. Эти налоги платят после того, как Федеральная налоговая служба присылает соответствующие налоговые уведомления.

Иногда собственники имущества удивляются наличию в таком уведомлении «лишнего» объекта налогообложения. Тут же возникает много вопросов: Откуда? Это мое? Что делать? Почему я должен платить за чужое имущество? И т.д.

Давайте разберем подобную ситуацию по порядку.

В качестве идентификатора объекта недвижимости выступает уникальный кадастровый номер. Именно его присвоение и внесение сведений о недвижимости является подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на нее.

Однако, из-за того, что до 2013 года государственная регистрация прав на недвижимость проходила не в единой базе, а изначально в органах местного самоуправления, а затем в органах государственной регистрации, мог возникать двойной кадастровый учет одного объекта недвижимости, поскольку в государственный кадастр начали вноситься данные об одних и тех же участках, но под разными кадастровыми номерами.

Что делать?

С 01.01.2019 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218), а также Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).

Пунктом 3 статьи 70 Закона №218 предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Такие земельные участки включаются в перечень объектов, подлежащих исключению из ЕГРН в рамках процедуры, предусмотренной п. 3 ст.70 Закона №218 и п. 181  Порядка ведения ЕГРН.

Орган регистрации прав направляет запрос в органы местного самоуправления о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения прав собственности для данного земельного участка в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В случае поступления уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на земельный участок, либо непоступления указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, органом регистрации прав записи ЕГРН о «дубле» земельного участка будет присвоен статус «архивный».

Таким образом, нормой Закона №218 предусмотрена минимизация действий правообладателей по исключению «дублирующих» сведений о земельных участках в ЕГРН.

В настоящее время Управлением Росреестра по Курской области проводитяся работы по выявлению и исключению из ЕГРН «дублей» земельных участков в рамках процедуры, предусмотренной п. 3 ст.70 Закона №218 и п. 181  Порядка ведения ЕГРН.  

Проверить актуальную информацию о принадлежащих объектах недвижимого имущества возможно в «Личном кабинете правообладателя» на сайте Росреестра (https://lk.rosreestr.ru) в разделе «Мои объекты».

Реформа Росреестра позволила решать проблему с двойным кадастровым учетом одного земельного участка, поскольку в качестве идентификатора объекта недвижимости выступает уникальный кадастровый номер. Именно его выдача и внесение сведений о недвижимости является подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на нее.

Однако, из-за того, что до 2013 года государственная регистрация прав на недвижимость проходила не в единой базе, а в органах госрегистрации, мог возникать двойной кадастровый учет одного земельного участка, поскольку в государственный кадастр начали вноситься данные об одних и тех же домах, участках, но под разными кадастровыми номерами.

Почему так происходит?

Выдача кадастровых номеров в настоящее время происходит двумя независимыми друг от друга способами:

  • Внесение сведений об объектах недвижимости в установленном законом порядке в Росреестр;
  • Внесение сведений об объектах, которые ранее уже становились на учет (дополнение единой базы данных).

Ранее учтенные объекты, при постановке на кадастровый учет, признаются по технической документации. Следовательно, права на недвижимость не регистрировались в единой информационной базе, но фактически органы госрегистрации выдавали условные номера в порядке, установленном ФЗ «О госрегистрации недвижимости».

Далее, после внесения в государственный кадастр недвижимости сразу несколько органов могло обращаться в Росреестр, и вносить сведения о правах собственности, при регистрации которых назначались разные кадастровые номера. Это и есть двойной кадастровый учет одного земельного участка.

Как решаются подобные ситуации?

В настоящий момент достаточно часто происходят обращения граждан в суды, с целью присвоения одного кадастрового номера и удаление сведений о несуществующем (фактически) втором объекте недвижимости.

Компания «В Праве» выполнит:

  • Проверку сведений в Росреестре по вашим объектам недвижимости;
  • Обращение в один из территориальных отделений Росреестра, с оформленным заявлением о технической ошибке;
  • Получение протокола исключения дублирующихся сведений с Росреестра.

Иногда, после анализа существующих обстоятельств, целесообразно удалять дубликаты не через признание технической ошибкой, а с помощью судебного иска против Федеральной кадастровой палаты с целью снятия с кадастрового учета недвижимости. Итоговая цель – получение решения суда об удовлетворении искового требования в установленный срок (обычно месяц). Данное решение может быть обжаловано представителями Росреестра, однако по большому счету заявитель только пытается исправить техническую ошибку Росреестра, поэтому проблемы быть не должно.

Коллектив «В Праве» готов к решению любых задач, в том числе:

  • Предоставление бесплатной консультации по земельным и имущественным вопросам;
  • Признание или аннулирование права собственности на недвижимость;
  • Юридическая экспертиза правоустанавливающих документов;
  • Подготовка договоров – купля-продажа, аренда, дарение и прочие;
  • Подготовка адвокатских запросов, представление интересов клиентов в судах различной инстанции.

За 10 лет работы в Санкт-Петербурге нам удалось создать команду высококлассных специалистов в области земельного права.

Остались вопросы? Просто позвоните по телефону: +7 (812) 448-08-02

fector.ru
Почему на практике задваиваются кадастровые номера земельных участков в 2019 году
Почему на практике задваиваются кадастровые номера земельных участков в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: