Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков в 2019 году

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2019 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

 
Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

  • в отношении территорий и земель, находящихся федеральном подчинении – правительством страны;
  • в отношении земель и территорий , относящихся к муниципальной или частной собственности – органы региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления (в зависимости от формы собственности).

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане  РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2019 году

Как и в 2016 году, в новом 2019 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2019 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2019 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Вернуться к оглавлению документа: Земельный кодекс РФ в последней редакции

Проведение кадастровых работ, связанных с перераспределением земельных участков, осуществляется в том случае, если владельцы по какой-либо причине недовольны имеющимися границами между участками или их конфигурацией.

Некорректная форма земельного участка, присутствие вкраплений или же вклиниваний смежных земель, всевозможные сложности, связанные с логичным подведением инженерных коммуникаций – существует множество причин, по которым люди могут прийти к выводу о необходимости проведения такой процедуры.

При этом многие граждане не знают о том, какие нормы содержит в себе Земельный кодекс по перераспределению земельных участков и как вообще проводится эта процедура в 2019 году.

Нюансы нового законодательства

В соответствии с новым Федеральным законом, принятым в июне 2014 года, все физические или юридические лица получили возможность перераспределения земельных участков. Другими словами, любой желающий теперь может прирезать к своему земельному участку дополнительную территорию, что позволяет использовать территорию не только как приусадебный участок, но и, например, для постройки дачного дома.

С введением нового закона в Земельный кодекс были внесены новые корректировки и дополнительная глава, в которой, в частности, идет речь о перераспределении земельных участков.

Ключевым условием должно быть наличие подходящей категории требуемого земельного участка, и если речь идет о территории специального назначения или же особо охраняемой зоне, то в таком случае не стоит рассчитывать на возможность вынесения положительного решения. Проверка категории осуществляется с помощью публичной кадастровой карты.

Для этого достаточно пройти упрощенную процедуру регистрации на официальном сайте Росреестра.

После этого на этом ресурсе можно будет найти всю необходимую информацию по земельному участку, включая:

  • кадастровую цену территории;
  • имя собственника участка;
  • категория, к которой принадлежит данный надел.

Запрос на кадастровой карте может делаться посредством введения координат определенного участка или же его кадастрового номера. В последнем случае не нужно будет даже получать адрес, так как кадастровый номер является уникальным.

Образец схемы расположения земельного участка

Документы и прочие бумаги

В процессе оформления ходатайства на перераспределение земельного участка для начала нужно будет собрать определенный перечень документов, необходимых для проведения данной процедуры.

В частности, нужно будет получить следующие бумаги:

  • схема территориального размещения указанного участка;
  • информация о кадастровых параметрах надела;
  • информация о недвижимом имущества и любых постройках, расположенных на территории перераспределяемого объекта;
  • подтверждение права собственности на указанный земельный участок;
  • копия доверенности, если собственник надела не может по каким-то причинам самостоятельно обратиться в государственный орган.

Если предоставляются копии каких-либо документов, то в таком случае нужно будет предварительно заверить их у нотариуса. Земельный комитет имеет полное право на то, чтобы отклонить документы, предоставленные обратившимся гражданином, если они по каким-либо параметрам не соответствуют определенным требованиям, установленным действующим законодательством.

Содержание Земельного кодекса по перераспределению земельных участков

Процедура перераспределения территорий регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса. В процессе проведения данной процедуры по отношению к нескольким участкам формируется несколько новых, смежных наделов. Другими словами, в процессе перераспределения исходная территория перестает существовать, и вместо нее формируется абсолютно новый участок.

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

При перераспределении наделов, являющихся собственностью определенных граждан или компаний, их владельцы имеют право на то, чтобы самостоятельно распоряжаться новыми территориями в соответствии с договорами, оформленными между такими лицами о формировании территорий.

Перераспределение земель, входящих в перечень собственности каких-либо государственных или муниципальных органов, вместе с землями, являющимися собственностью частных лиц, осуществляется только в тех ситуациях, которые прописаны в главе 4 этого кодекса.

Сроки и стоимость

Расширение площади территорий, находящихся в собственности определенных лиц, в результате перераспределения наделов, включенных во владение государственных или муниципальных органов, осуществляется за определенную плату, сумма которой устанавливается:

  • в порядке, прописанном Правительством России в отношении территорий, являющихся федеральной собственностью;
  • в порядке, который устанавливается территориальным органом государственной власти в отношении территорий, являющихся собственностью указанной районной администрации;
  • в порядке, прописанном органом местного самоуправления в отношении территорий, являющихся муниципальной собственностью.

С момента поступления заявления вместе с полным пакетом документов должно пройти не более одного месяца для того, чтобы уполномоченные сотрудники государственного органа выполнили одно из следующих действий:

  • принятие решения об утверждении составленной схемы размещения земельного участка с последующим направлением данного решения с приложением указанного документа заинтересованному лицу;
  • направление заявителю согласия на оформление договора о перераспределении земельных участков в соответствии с теми сведениями, которые прописаны в утвержденной проектной документации, оформленной для межевания;
  • принятие решения об отказе в оформлении договора при наличии каких-либо предусмотренных оснований.

Порядок оформления

Для того, оформить договор о перераспределении земельного участка, являющегося собственностью муниципальных или государственных органов, а также территорий, являющихся собственностью физических лиц, гражданину или компании, которые является собственником этой территории, должна обратиться с соответствующим заявлением в государственный орган.

В процессе оформления заявления указывается следующая информация:

  • данные о заявителе с указанием его ФИО, места проживания и паспортных данных;
  • наименование и точное месторасположение заявителя, если речь идет о юридическом лице, а также регистрационный номер записи, подтверждающей факт постановки на учет указанной компании, а также внесения соответствующей информации о ней в соответствующий реестр;
  • кадастровый номер того земельного участка, который будет подвергаться перераспределению;
  • реквизиты оформленного проекта межевания территории в том случае, если процедура перераспределения будет осуществляться в соответствии с правилами, указанными в этом документе;
  • почтовый и электронный адреса почты заявителя, через которые с ним можно будет связаться.

Подавая заявление о перераспределении земельного участка, к нему нужно в обязательном порядке приложить следующий перечень документ:

  • копии правоустанавливающей или же правоудостоверяющей документации, оформленной на указанную территорию, если право собственности не было зарегистрировано в государственном реестре и нет возможности получить оттуда всю необходимую информацию;
  • схема размещения надела в том случае, если не был оформлен проект межевания земельного участка, на территории которого осуществляется перераспределение;
  • документ, которым подтверждается наличие у обратившегося лица полномочий представителя заинтересованного гражданина, если заявление подается не непосредственно заинтересованным лицом, а его доверенным;
  • заверенный у нотариуса перевод на русский язык различной документации, подтверждающей государственную регистрацию юридического лица в полном соответствии с нормами иностранного законодательства в том случае, если в качестве заявителя выступает какая-либо компания, ведущая свою основную деятельность за пределами России.

На протяжении 10 дней с того момента, как поступает заявление о перераспределении земельных участков, уполномоченный орган может вернуть документ заявителю, если он не соответствует установленным требованиям, а также если оно подано в несоответствующий орган или же не с полным пакетом необходимых документов.

Скачать бланк заявления о перераспределении земельных участков

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Основания для отказа

Человеку могут отказать в перераспределении при наличии следующих обстоятельств:

  • заявление подается в каких-либо ситуациях, не предусмотренных Земельным кодексом;
  • пользователи и владельцы земельного участка не предоставили свое согласие на проведение данной процедуры в письменном виде;
  • на земельном участке, на который появляется право собственности у определенного лица в результате перераспределения, будут располагаться какие-либо объекты недвижимости, включая объекты незаконченного строительства, являющиеся собственностью муниципальных или государственных органов, за исключением зданий, размещенных на условиях сервитута, или объекта, предусмотренного пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса — Статья 39.36. Использование земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов;
  • проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения участка предусматривается перераспределение территории, которая была ограничена в обороте или изъята из него;
  • образование нового земельного участка или нескольких территорий будет осуществляться посредством перераспределения территории, зарезервированной для реализации каких-либо муниципальных или государственных нужд;
  • проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который на данный момент выступает в качестве предмета аукциона или же по нему было принято решение о предварительном согласовании передачи, срок которого действует на момент обращения;
  • образование нового земельного участка осуществляется посредством перераспределения территории, находящейся в частной собственности, а также земельных участков, являющихся владением государственных или муниципальных органов, в отношении которых другим лицом уже подавалось заявление о предварительном согласовании передачи;
  • в результате проведенного мероприятия общая площадь будет превышать установленные пределы;
  • есть какие-либо основания для того, чтобы отказать заинтересованному лицу в утверждении схемы расположения;
  • участок находится на территории, в отношении которой уже разработан проект межевания;
  • схема расположения, предоставленная государственным служащим, оформлена с нарушением требований или же не соответствует проекту планировки.

Если указанные условия отсутствуют, то в таком случае решение об отказе будет необоснованным, и можно будет обратиться в вышестоящие или судебные инстанции с требованием о его отмене.

Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ

Перераспределение земельных участков практикуется значительно реже, чем, скажем, раздел или объединение. В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки, соглашение между такими субъектами об образовании земельных участков путем их перераспределения можно рассматривать в качестве основания возникновения прав на образуемые смежные участки <129>.
———————————
<129> Гряда Э.А
. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // .

Часто к перераспределению обращаются, руководствуясь п. 3 ст. 11.7 ЗК, в тех случаях, когда земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности — в границах застроенной территории в связи с реализацией инвестиционных проектов по (многоэтажной) застройке земельных участков, или в соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК. Значительно реже как способ образования земельных участков перераспределение используется крупным сельскохозяйственными предприятиями (в основном — бывшим совхозам или колхозам). Юридическое основание перераспределения в данном случае — решение собственника земельных участков. Наконец, перераспределение в отдельных случаях является единственным путем, который помогает легализовать незаконно возведенный объект капитального строительства на части чужого смежного земельного участка. Собственник такого смежного земельного участка может либо договориться с «захватчиком» и заключить с ним соглашение о перераспределении, в результате чего часть его земельного участка, занятая самовольно возведенным строением, войдет в состав нового земельного участка, либо обратиться в суд с негаторным иском и потребовать устранения препятствий в пользовании земельным участком и сноса возведенного строения.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. По чисто технической причине невозможно перераспределить «неотмежеванные» ранее учтенные земельные участки, так как у таких преобразуемых земельных участков отсутствует местоположение границ характерных точек и как следствие — общие характерные точки границ.

Для граждан и юридических лиц, если они выбирают рассматриваемый способ образования земельного участка, юридическим основанием перераспределения является соглашение между собственниками всех перераспределяемых земельных участков. Одним из условий соглашения является согласие сторон на изменение площади их участков, которое происходит в результате перераспределения. Необходимо также иметь в виду, что перераспределение — вторичный способ образования земельного участка; ему предшествует первичное образование перераспределяемых участков.

Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ <130>.
———————————
<130> Пункт 12 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Подготовка проектов перераспределения земель (разновидности проекта территориального землеустройства) в массовом порядке осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 1992 — 1995 годах в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323. Без них невозможно было возникновение общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения почти у 12 млн. граждан <131>. Проект перераспределения земель предназначался для следующих целей:
———————————
<131> Данная цифра приводится в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г
. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

а) определения (уточнения) размера земельной доли, которой наделяется каждый указанный в приложении к проекту перераспределения гражданин;

б) составления схемы раздела сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность совокупности граждан с передачей «лишних» земель в районный фонд перераспределения.

Проект перераспределения включал в себя значительное число текстовой информации, а также плановый материал (карту) по землепользованию. Его утверждение главой администрации района являлось одновременно и моментом возникновения права общей долевой собственности на земельные доли у граждан.

Перераспределение земель в настоящее время как способ образования земельного участка существенно отличается от перераспределения периода аграрной реформы XX вв. (в основном в период самой активной фазы в 1992 — 1993 гг.). В первом случае перераспределяются земельные участки, принадлежащие либо одному, либо нескольким собственникам. Во втором же случае перераспределению подлежали земли, которыми колхозы и совхозы пользовались, говоря современным языком, на праве постоянного (бессрочного) пользования; само перераспределение свелось к прекращению такого права и к передаче земельных участков новым собственникам — физическим лицам. Если в первом случае для случаев перераспределения земель подготавливается обычный межевой план, то во втором случае специальный документ — проект землеустройства.

Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации

Перераспределение смежных земельных участков, которое приводит к образованию иных смежных земельных участков, возможно на основании соглашения, которое заключается между собственниками этих участков. В результате такого перераспределения существование прежних земельных участков прекращается.

Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки.

По общему правилу предусмотрен запрет на перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и частных земельных участков. Из этого правила есть исключения. Во-первых, такое перераспределение земельных участков возможно в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории. И во-вторых, перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности и частной собственности, допускается в целях образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в п. 1 ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий). Речь идет о таких объектах, как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др.

При перераспределении частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.

fector.ru
Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков в 2019 году
Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: