Причины продления регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в 2019 году

Если человек, прибывший в Россию для работы или по иной причине, желает остаться в стране дольше положенных сроков, он должен осуществить продление миграционного учета иностранных граждан. Пролонгация – гораздо более сложный процесс, нежели первоначальное оформление временной регистрации в ГУВМ (ФМС). Объясняется это непростой процедурой доказательства необходимости остаться в стране. Продление регистрации иностранных граждан возможно лишь в строго определенных законом случаях.

  • 1 Общие положения и правила
  • 2 Основания получения и пролонгации
  • 3 Нормативная база
  • 4 Различия в процедуре для отдельных категорий иностранцев
  • 5 Аналогично оформлению
  • 6 Правила заполнения
  • 7 Место подачи документов
  • 8 Некоторые особенности

Общие положения и правила

Для начала необходимо отметить, что как такового понятия «продление срока временной регистрации» для иностранных лиц в законодательстве вообще нет. Как правило, оборот используется в быту, разговорной речи.

Вместе с изменениями закона 2007 года в ГУВМ (ФМС) предусматривающая данный механизм система была ликвидирована. Вместо нее сформировался правовой институт миграционного учета граждан зарубежных стран по месту временного пребывания. Он регулируется органами ГУВМ (ФМС), а сроки, порядок нахождения в России, перечень документов для получения регистрации и ее продления прописаны в законодательстве.

Для многих иностранных граждан это кажется странным, но продление миграционного учета в органах ГУВМ (ФМС) представляет собой повторное оформление всего пакета бумаг, который собирался при въезде на территорию РФ и первоначальной регистрации.

Основания получения и пролонгации

Нормативная база Российской Федерации предполагает, что человек с гражданством какой-либо зарубежной страны (или без такового) имеет право на нахождение внутри страны до полутора месяцев. Но есть основания, позволяющие увеличить установленные законом сроки.

Без реально весомой причины у иностранных граждан увеличить срок регистрации в органах ГУВМ (ФМС) России не удастся. Если иностранец приезжает в страну с целью туризма, работы или прохождения обучения в российском ВУЗе, то принимающая сторона (работодатель, представитель высшего учебного заведения) обязана в течение суток уведомить об этом территориальное отделение ГУВМ (ФМС).

Максимальный срок пребывания иностранных граждан без прохождения регистрации – всего 7 дней. Отсутствие отметки в органах ГУВМ (ФМС) не предусматривает более длительное нахождение на территории России для иностранцев.

В правиле есть и одно исключение: категория иностранных граждан, приехавших по приглашению. Но продление регистрации в ГУВМ (ФМС) для них возможно в исключительном случае.

Нормативная база

Основной НПА, регулирующий данную сферу – ФЗ «О миграционном учете…» 2006 года. Отдельные аспекты регламентированы Постановлением Правительства РФ 2007 года «О порядке проведения МУ» в редакции 2019 года.

Различия в процедуре для отдельных категорий иностранцев

Даже при наличии у иностранных граждан российской визы он должен оперативно уведомить ГУВМ (ФМС) о цели, продолжительности своего нахождения в России. Продление регистрации возможно только при наличии жилой недвижимости на территории государства. В этом случае власти позволяют оформить гражданам постоянную прописку.

В законодательстве предусмотрены особые условия проживания в РФ для еще одной категории иностранных граждан. Речь идет о беженцах, покидающих свою страну во время войн, государственных переворотов, революционных движений, акций протеста оппозиции.

Официальное оформление статуса позволяет им получать от государства реальные привилегии, дотации. Поддержка осуществляется до стабилизации ситуации на родине иностранных граждан. На протяжении всего этого времени продлеваются их регистрации в ГУВМ (ФМС).

Аналогично оформлению

Как уже отмечалось ранее, процедура продления ничем не отличается от первоначального оформления по месту пребывания в миграционных органах. Пролонгация проводится в том же отделении. Перечень необходимых документов также ничем не отличается:

  • оригинал и копия каждой страницы загранпаспорта;
  • часть миграционной карты, полученная после пограничного контроля;
  • отрывной талон;
  • обоснование необходимости остаться в России (трудовой, гражданско-правовой договор, договор с образовательным учреждением и др.);
  • справка из медицинского учреждения об отсутствии инфекционных заболеваний;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • заявление на получение временной регистрации.

Правила заполнения

Заявление оформляется в произвольной форме, предпочтительной для обратившегося. Все документы заполняются ручкой, понятными (желательно, печатными) буквами. В бланке указываются:

  • личные данные;
  • страна прибытия;
  • данные заграничного паспорта;
  • дата прибытия в РФ и место временного пребывания;
  • место предполагаемого проживания после пролонгации;
  • разрешение владельца жилого помещения на дальнейшее проживания гражданина;
  • данные приглашающего лица и номер СНИЛС.

Место подачи документов

Заявление вместе с полным пакетом документов представляются в территориальное отделение управления по вопросам миграции. Отправка почтой с целью продления не осуществляется, в отличие от момента оформления. Решение принимается должностным лицом в течение трех суток со дня передачи заявления.

Образовательная организация, по договору с которой обучается иностранец, имеет право подать заявление вместо него. В этом случае начальник территориального органа получает от учреждения резолюцию, рассмотрение которой позволяет предоставить возможность лицу законно жить в России.

Некоторые особенности

  1. Продление миграционного учета – услуга совершенно бесплатная. Однако немало желающих заплатить несколько тысяч для того, чтобы сбором и оформлением бумаг занимался профессионал.
  2. Неограниченное количество раз продлевать учет нельзя. Как правило, максимальный срок пребывания в Российской Федерации – один год. По истечении данного времени человек обязан срочно покинуть страну, если к этому моменту он не получил РВП.
  3. Позволяет увеличить срок регистрации разрешение на работу или патент для трудоустройства у частного лица. Продление по патентам также входит в компетенцию ГУВМ, но в этом случае к общему пакету бумаг прилагается и сам дозволительный документ на осуществление трудовой деятельности.

По прибытию на территорию Российской Федерации для каждого иностранца обязательна регистрация по месту его пребывания и фактического нахождения. При этом важно оформлять своевременное продление временной регистрации в зафиксированном законом установленном порядке, учитывая существующие временные и количественные ограничения. Для этого в местную Федеральную миграционную службу подаётся соответствующее заявление и необходимые в каждом случае документы. Немаловажную роль для того, чтобы продлить временную регистрацию по месту фактического пребывания иностранного гражданина (ИГ), играет ходатайство.

Само заявление, как и при первичном становлении на учёт, имеет утверждённую форму, а вот сам порядок и документы несколько отличны. Кроме того, иностранных граждан есть ограничения по количеству продлений, а также весомые основания для подобной процедуры. К тому же ходатайство может подавать также определённая категория лиц.

Чтобы не было неприятностей с российским государством, нужно учитывать и существующие законодательные нюансы по поводу внеочередных категорий на продление временной регистрации, а также отличающиеся принципы для беженцев, нуждающихся во временном убежище.

О принимающей стороне

При продлении регистрации по фактическому месту нахождения и проживания для иностранных граждан особенно важно то, что помимо того, что нужно подавать соответствующее заявление и документы, необходимо также ходатайство об ИГ от лица его принимающей стороны. В качестве таковой могут выступать:

  • Граждане Российской Федерации, имеющие постоянную прописку и жилой объект недвижимости в индивидуальной собственности, где и будет зарегистрирован ИГ;
  • Юридические лица, которые являются официальными работодателями иностранного гражданина, или же представители зарубежной организации в России;
  • Международные организации;
  • Иностранные граждане, которые имеют документированный вид на жительство и прописку;
  • Иностранцы, которые имеют объект жилой недвижимости в личной собственности в чертах Российской Федерации, и собираются прописать в ней другого ИГ;
  • Иностранный гражданин, имеющий статус высококвалифицированного специалиста и собственное жильё в России, может оформлять прописку для себя и своей семьи. Ходатайство при этом не нужно;
  • Гостиницы или учреждения, имеющие аналогичный статус.

При подаче ходатайства, ответственное лицо должно следить за своевременностью уведомления миграционной службы. В ином случае можно столкнуться со штрафом.

В каких случаях разрешено продление

Временную регистрацию по месту пребывания на территории России продлить невозможно, если иностранный гражданин прибыл по визе. Это значит, что данная возможность есть только у лиц, для которых оформлен безвизовый приезд и у которых есть законные основания остаться в России. К таковым основаниям относится:

  • Оформление вида на жительство или временного проживания;
  • Продление рабочей визы;
  • Статус высококвалифицированного сотрудника;
  • Выдача разрешений на работу;
  • Патент трудового мигранта;
  • Подписание трудовых договоров для ограниченной категории стран;
  • Поступление иностранного гражданина на обучение в ВУЗ на территории Российской Федерации.

Следует помнить, что для первичного пребывания в России ИГ даётся ровно девяносто дней, поэтому обращаться в миграционную службу нужно своевременно, чтобы не получить отказ или не наткнуться на штрафы. И ещё одним немаловажным моментом становится отсутствие чёткого порядка относительно процедуры продления прописки, в связи с чем она имеет вид повторного оформления временной регистрации.

Внеочередные категории

Отдельно следует выделить некоторые весомые основания продлить регистрацию по месту проживания и пребывания, которые дают право на внеочередное рассмотрение. К таковым основаниям относится оформление вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Такое право даётся каждому ИГ, который подал необходимое заявление и соответствующие документы для этого. Помимо этого нужно учитывать и категорию лиц, которые могут воспользоваться квотами, влияющими на количество возможных продлений прописки.

Основания для получения квоты на продление регистрации:

  • Факт рождения на территории Российской Федерации;
  • Наличие нетрудоспособного родителя в России;
  • Заключение официального брака с лицом, имеющим российское гражданство;
  • Официальная нетрудоспособность и дети с российским гражданством;
  • Наличие недееспособных или малолетних детей с российским гражданством;
  • Военнослужащие;
  • Участники программ по переселению.

Если же ИГ ссылается на то, что у него в собственности на территории Российской Федерации имеется жилая недвижимость, то это не является основанием продлить регистрацию по настоящему месту пребывания.

Повторное обращение

Подать заявление и документы для продления прописки по месту настоящего пребывания необходимо как минимум за семь дней до завершения предыдущей регистрации. Документы и заявление при этом подаёт не сам иностранец, а его принимающая сторона. Миграционной службе нужно подать:

  • Ходатайство о необходимости продления прописки по месту пребывания в России с указанием полных паспортных данных иностранного гражданина и законными основаниями для подобного оформления;
  • Личный паспорт прописываемого лица;
  • Миграционная карта;
  • Документ, подтверждающие основания для продления прописки по месту пребывания (трудовые договора, справки о временном проживании и виде на жительство, документы о статусе высококвалифицированного специалиста, патент на работу, контракт с ВУЗом, прочее).

Подавать заявление и документы к нему в данном случае разрешено только при личном визите в миграционную службу. Ходатайство будет рассмотрено ответственными сотрудниками в срок не более семи дней, после чего будет вынесено официальное решение. В случае одобрения на миграционной карте будет проставлен необходимый штамп с новым сроком регистрации. При отказе об этом также выдадут соответствующие документы.

Временное убежище

Убежище предоставляется иностранным гражданам, которые имеют статус беженцев. Чтобы получит его, необходимо подать заявление в миграционную службу по месту предполагаемого нахождения. Решение о присвоении данного статуса  будет принято в течение трёх месяцев. Всё это время оригиналы поданных документов иностранных граждан будут изъяты и переданы на хранение миграционному органу. Вместо них лицам, подавшим ходатайство на статус беженца, будет выдано удостоверение личности. Оно даст право законно находиться на территории России и работать без предоставления дополнительных бумаг.

Если ходатайство одобрено, иностранный гражданин получает соответствующее удостоверение и статус беженца, который будет пересматриваться каждые полтора года. В случае отказа ИГ имеет право обратиться в суд и оспорить решение, при этом во время судебного рассмотрения никто не имеет права требовать выезда истца из страны.

При невозможности оформления статуса беженца ИГ имеют право на получение временных убежищ. Получить их можно подав заявление и необходимые документы миграционной службе. Временное убежище предоставляется на год, и для него нет ограничений в количестве продления.

Согласно российскому законодательству граждане других стран после приезда в РФ обязаны зарегистрироваться по месту пребывания. Срок временной регистрации по закону равен 90 дней. Но иногда возникают ситуации, когда требуется продление регистрации иностранного гражданина по месту пребывания. Причем сделать это сложнее, чем оформить в первый раз.

Миграционный учет иностранцев

Каждый мигрант, прибывающий в Россию, обязан встать на регистрационный учет по месту пребывания. Об этом говорится в ФЗ №109 от 18 июля 2006 года (см. ссылку в конце статьи). Миграционный учет оформляет принимающая сторона после получения от гостя требующихся документов: паспорта с отметкой о пересечении границы и миграционной карты со штампом пограничной службы России.

Согласно закону о миграционном учете, принимающая сторона – это гражданин или организация, у которых иностранный гражданин живет или работает. Принимающей стороной выступают:

Свидетельство о регистрации

  • Гражданин РФ с постоянной регистрацией и/или владеющий жилым помещением (иностранец регистрируется на этот адрес).
  • Юридическое лицо (компания, в которой работает иностранный гражданин: российская или представительство в зарубежной фирмы).
  • Международная организация.
  • Иностранец, имеющий ВНЖ и регистрацию.
  • Иностранец, владеющий жильем в России, оформляет регистрацию для себя.
  • Иностранец со статусом ВКС, владеющий жильем в РФ, вправе оформить регистрацию для себя и членов семьи.
  • Гостиница или подобная организация – уведомление о прибытии иностранного гражданина подается в первый день после приезда (в первый рабочий день после выходных).

Представитель принимающей стороны обращается в миграционную службу с набором документов. По закону это делается в течение 7 дней после пересечения границы РФ.

Документы для регистрации

Для постановки на регистрационный учет по месту пребывания предоставляются:

  1. Заполненный бланк уведомления о прибытии. Скачать бланк и образец заполнения в PDF. Заполняют бланк от руки печатными буквами или на компьютере. Нельзя исправлять или использовать аббревиатуры и сокращения. Бланк подписывается принимающей стороной, а юридическое лицо ставит печать.
  2. Копия паспорта иностранца (страницы с фотографией, именем, гражданской принадлежностью, датой и местом рождения, серией и номером). Кроме того, нужна копия страницы с визой (для визовых стран) и штампом, подтверждающим пересечение границы (если он проставлен).
  3. Копия миграционной карты с отметкой пограничной службы.
  4. Паспорт, свидетельство о собственности на жилое помещение или учредительные документы (для юридического лица) принимающей стороны.

Бумаги предоставляются непосредственно в отделение миграционной службы или направляются почтой. Оформить уведомление о прибытии можно и через многофункциональные центры. Госпошлины за оформление уведомления нет. Если оформление происходит через почтовое отделение, то стоимость услуг почты равна примерно 250 рублям.

Отрывная часть бланка уведомления со штампом миграционной службы передается иностранцу. Эту бумагу он хранит все время пребывания в РФ и предъявляет вместе с паспортом там, где это требуется.

Регистрационный учет по месту пребывания оформляется на время действия визы, а для граждан безвизовых стран – на 90 дней. Когда истекает этот период, гражданин иностранного государства обязан уехать из России.

Продление временной регистрации

Временный регистрационный учет иностранному гражданину, прибывшему в РФ по визе, не продлевается. Это возможно только для иностранцев с безвизовым въездом, если у них есть основания оставаться в РФ. Возможные причины продления перечислены в ФЗ № 115 от 25 июля 2002 года.

Миграционный учет продлевается если:

  • Иностранный гражданин ожидает получения разрешения на временное проживание или ВНЖ.
  • Ожидание продления рабочей визы.
  • Оформление статуса высококвалифицированного сотрудника.
  • Ожидание выдачи разрешения на работу.
  • Оформление патента для трудовых мигрантов.
  • Заключение трудового договора (это возможно для граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана).
  • Иностранец поступил в высшее учебное заведение России.

Образец рабочей визы

Продление требуется, когда заканчивается первые 90 дней, а иностранцу необходимо остаться в России дольше. Процедура продления регистрации не разработана, поэтому для него повторно оформляют временную регистрацию.

Процедура повторного оформления

Не позднее, чем за 7 дней до окончания имеющейся регистрации, принимающая сторона подает в миграционную службу пакет документов, в который входят:

  1. Заявление/ ходатайство о продлении периода пребывания в РФ, оформленное в произвольной форме. В заявлении указываются полное имя и дата рождения мигранта, реквизиты его паспорта и гражданство, адрес места жительства. Обязательно перечисляются причины продления. Скачать бланк заявления в PDF.
  2. Паспорт мигранта.
  3. Миграционная карта.
  4. Документы, свидетельствующие о необходимости продолжения пребывания в России (разрешение на работу, оформленный трудовой договор, справка/ отметка, подтверждающая подачу документов для получения РВП, вида на жительство или статус ВКС, оплаченный патент, для студентов – контракт с образовательной организацией и пр.) или указывающие на невозможность покинуть страну.

На этот раз принимающая сторона лично обращается в миграционную службу. Послать бумаги почтой, как в случае первичной регистрирования, нельзя. Оригиналы подтверждающих документов (патент, разрешение на работу и т. п.) возвращаются иностранцу. Копии забираются сотрудником вместе с заявлением.

Ходатайство рассматривается на протяжении 7 дней. Решение по каждой заявке принимается на основании Приказа ФМС России №321 от 29 июня 2015 года. Через указанный срок иностранец приходит в отделение для получения решения по его обращению.

Если принято решение о продлении учета, то в миграционной карте ставится соответствующий штамп. В этом случае оформляется новое уведомление о прибытии с указанием срока продления. Если в ходатайстве отказано, то выдается соответствующая бумага.

Необходимо помнить, что нельзя продлевать временную регистрацию бесконечно. Максимальный срок, на который она продлевается, равен 9 месяцев. То есть общий срок нахождения на территории России с учетом продления составляет 12 месяцев. После этого гражданин другой страны обязан на время выехать из России.

В случае необходимости продлить срок миграционного учета рекомендуется начать процедуру продления, не дожидаясь последнего дня, чтобы не платить штраф в случае просрочки.

Приказом МВД России от 18.12.2019г. № 933 утвержден новый порядок продления срока пребывания в России иностранных граждан (далее – Приказ). Приказ вступил в силу с 03.02.3018г. Приказ ФМС России от 29.06.2015г. № 321, ранее устанавливающий такой Порядок признан не подлежащим применению (отменен).

Что же нового ждет всех нас? Заранее прошу прощения за то, что вам, уважаемые читатели, придется много читать, но, чтобы понять, какой смысл вложен в Приказ, нужно очень сильно постараться.

Прежде всего напомню, что соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета) со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон о миграционном учете) при изменении срока пребывания иностранного гражданина принимающая сторона или в редких случаях сам иностранец обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Нарушение данной нормы влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Собственно именно эта норма и фиксирует обязанность принимающей стороны обращаться в органы миграционного учета для, скажем так, извещения об изменении срока пребывания иностранца. В народе это называется «продление регистрации». Именно эта норма закрепляет обязанность принимающей стороны обращаться за «продлением регистрации» только в органы миграционного учета, поэтому «продление регистрации» по почте, в МФЦ и гостиницами недопустимо.

Почему? Потому что полномочиями по принятию решения о продлении срока пребывания в России иностранных граждан (и лиц без гражданства) в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) наделен орган власти в сфере миграции и его территориальные органы (то есть в настоящее время – МВД России).

То есть в случае если у иностранца появляются основания для продления (изменения) срока пребывания принимающая сторона заявляет об этом в орган миграционного учета, а уже тот оценивает ситуацию и решает, являются ли наступившие основания достаточными и нет ли препятствий для продления срока пребывания иностранного гражданина в России.

Собственно Приказ и должен, по идее, установить порядок, которому необходимо следовать при продлении срока пребывания в России иностранных граждан: описать случаи, при наступлении которых продлевается срок пребывания, определить перечень документов, необходимых для предъявления в органы миграционного учета в каждом конкретном случае, закрепить, кто принимает решение о продлении срока пребывания, как проходит сама процедура и что мы получаем на выходе.

Прошу прощения за долгое вступление, переходим собственно к Приказу.

В соответствии с новым порядком решение о продлении срока пребывания принимается не инспектором, а руководящим составом органов внутренних дел: начальниками территориальных органов МВД России на уровне субъекта федерации, на районном уровне, начальниками подразделений по вопросам миграции.

Основаниями для продления срока пребывания считается наступление следующих случаев:

1. Случаи, описанные в пункте 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

1.1. Продление или выдача новой визы (это понятно, согласно статье 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания определяется сроком действия визы).

1.2. Прием от иностранца заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (речь идет о безвизовых иностранцах). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27 ноября 2019 г. № 891 период рассмотрения заявления составляет 60 суток)

1.3. Прием от иностранца заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации в случае его признания носителем русского языка. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 № 1325, срок рассмотрения заявления составляет до 3-х месяцев);

1.4. Прием о иностранца заявления о выдаче вида на жительство (для граждан Белоруссии, иностранцев, признанных носителями русского языка и, пожалуй, иностранных ВКС и членов их семей из безвизовых стран, которые имеют возможность получить вид на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (срок рассмотрения заявления согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 09 ноября 2019 г. №846 составляет от 2-х до 3-х месяцев);

1.5. Прием от работодателя (заказчика работ услуг) ходатайства о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста. Ситуация теоретически возможна в отношении:

— иностранцев из безвизовых государств (Азербайджан, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан), когда ходатайство о привлечении их как ВКС подается незадолго до окончания у них срока пребывания. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения ходатайства;

1.6. Заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного ВКС (в соответствии с пунктом 17 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан для продления срока действия разрешения на работу ВКС обратиться с заявлением о продлении разрешения необходимо не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия такого разрешения, само разрешение оформляется 14 рабочих дней — тут мне сложно представить, чтобы срок пребывания ВКС истек раньше, нежели он получит новое разрешение на работу);

1.7. Обучение иностранца в образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения). Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1;

1.8. Обучение иностранца в федеральной государственной образовательной организации на подготовительном отделении или подготовительном факультете (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения) Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанных выше случаях продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта приема документов, указанных у меня в пунктах 1.2 – 1.6, то есть автоматически.

После принятия решения о продлении срока пребывания во всех указанных выше случаях в миграционной карте иностранного гражданина согласно пункту 16 Приказа проставляется отметка о продлении срока пребывания. Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации»

2. Случаи, описанные в пункте 3 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

2.1. Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Понять, что за этим скрывается довольно сложно (в качестве примера см. пункт 3 Письма ФМС России от 23.01.2015 № КР-1/2/2-691″О применении норм 115-ФЗ», Информацию ФМС России «О продлении срока временного пребывания граждан Украины, находящихся на территории Российской Федерации»).

Для продления срока пребывания в такой ситуации согласно пункту 7.1 приказа иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление о продлении срока временного пребывания.

В соответствии с пунктом 7.3 Приказа заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина. То есть главное – чтобы обращение произошло до истечения срока временного пребывания иностранца с учетом сроков его рассмотрения – 3 рабочих дня.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае, как раз и непонятно, что это за основания), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • ​Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Гражданство (подданство) (при наличии);
  • Наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
  • Адрес места пребывания.

В соответствии с пунктом 16 Приказа после принятия решения о продлении срока временного пребывания по указанным выше непонятным основаниям в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания.

Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации». Ходи с уже имеющейся, в которой разрешенный срок пребывания уже истек и с миграционной картой, в которой стоит какая-то отметка.

3. Случаи, описанные в пункте 5 статьи 5 Закон о правовом положении иностранных граждан:

3.1. При выдаче или продлении срока действия разрешения на работу ВКС или разрешения на работу, выданного в порядке статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан (подробнее см. саму норму Закона о правовом положении иностранных граждан)

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта выдачи документов (пункт 6 Приказа), то есть автоматически. Речь идет о ВКС из Ближнего зарубежья.

3.2. При выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента иностранному гражданину.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Приказа в данном случае продление срока пребывания не производится автоматически через занесение сотрудником подразделения по вопросам миграции в информационную базу данных факта выдачи патента, продления срока его действия или его переоформления, поскольку, по мнению авторов Приказа, в этом случае в соответствии с пунктами 5 и 13 статьи 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.

Действительно, согласно указанным положениям иностранному гражданину не требуется обращаться в орган власти, выдавший патент, за подтверждением его продления. Но эта норма касается только самого патента, как документа, подтверждающего право иностранца работать в России. Напомню, что в патенте в соответствии с Приложением к Приказу МВД России от 19.06.2019г. № 391 указывается лишь дата его выдачи, а срок действия документа продлевается автоматически при уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Это говорит лишь о том, что иностранцу, оплатившему очередной фиксированный платеж не требуется бежать в орган, выдавший патент за проставлением в нем отметки о том, что патент продлен.

Однако, из описательной части нормы Приказа создается впечатление, что и продлевать срок пребывания «патентщикам» не требуется, он продлевается сам при уплате налога, и ни с какими заявлениями никуда обращаться не стоит.

Это не соответствует действительности, поскольку противоречит указанной выше норме – пункту 42 Правил осуществления миграционного учета, которая имеет большую юридическую силу, поскольку утверждена Правительством.

А норма эта обязывает принимающую сторону в случае изменения срока пребывания иностранца (в нашем случае в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания продлевается при выдаче, продлении патента и его переоформлении. Продление же патента происходит каждый раз при уплате налога) обратиться напрямую в орган миграционного учета с уведомлением о прибытии, заявлением в произвольной форме (вот оно – заявление о продлении срока пребывания) и копиями соответствующих документов, то есть, как минимум – паспорта иностранца, патента и «квитанций о его оплате», как документов, подтверждающих изменение срока пребывания.

Кстати говоря, Приказ не предполагает и проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев.

4. Случаи, описанные в пункте 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан (речь идет о тех же иностранцах, что описаны у меня в пунктах 1.7 и 1.8)

4.1. При обучении в России в учебных заведениях по очной или очно-заочной форме (подробнее см. саму норму).

В соответствии с пунктом 7.2 Приказа сам иностранец или образовательная организация, в которой он обучается, обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной организации с ходатайством о продлении срока временного пребывания.

Ходатайство согласно пункту 7.4 Приказа подается в произвольной форме не позднее чем за двадцать дней до окончания срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Одновременно с ходатайством представляются (см. пункт 11 Приказа):

  • Документ, удостоверяющий личность иностранца, и его копия (все страницы);
  • Документ, подтверждающий обучение иностранца и его копии.

Приказ предполагает проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев (см. Пункт 16 Приказа)

5. Заключение трудового или гражданско-правового договора между российскими организациями или физическими лицами и гражданами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (см. пункт 5 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Приказа продление срока временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником органа миграционного учета «факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

Согласно абзацу 4 пункта 15 Приказа срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза и членов его семьи продлевается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Из вышеперечисленного следует:

►с каким вниманием разработчики Приказа относятся к ссылкам на нормативные правовые акты (пункт 3 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан никакого отношения к уведомлениям о заключении договора не имеет, но, конечно, же это досадная опечатка, ведь цифры 3 и 8 на клавиатуре – добрые соседи);

►что срок пребывания гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии продлевается автоматически при занесении в базу данных сведений о получении уведомления о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора без подачи заявления о продлении срока пребывания (это уже серьезно);

► что вопрос о том, на какой срок продлевается пребывание в России граждан названных государств при заключении договора сроком более чем на год или бессрочного – остается открытым. Согласно Информации Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 9 сентября 2013 года срок временного пребывания в этом случае продлевается ежегодно без необходимости выезда из России;

► что указанные положения Приказа опять же противоречат пункту 42 Правил осуществления миграционного учета.

Кроме того, непонятно, каким образом будет продлеваться срок пребывания в России граждан Белоруссии, при условии, что согласно Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (см. Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2019 года № 78-АД17-19) уведомлять о заключении и прекращении договоров с белорусами не требуется.

Отдельно в Приказе оговорены члены семей граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, работающих в России.

Вот с ними вроде бы все ясно. В соответствии с пунктом 7.1 Приказа они сами или принимающая сторона обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранца с заявлением о продлении срока временного пребывания.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае – заключение трудового или гражданско-правового договора), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Гражданство (подданство) (при наличии);
  • Наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
  • Адрес места пребывания.
  • В соответствии с пунктами 10-10.3 дополнительно предоставляются:
  • Документ, удостоверяющий личность и его копия (все страницы);
  • Документы, подтверждающие родственные отношения с трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иные документы, подтверждающие нахождение его на иждивении у трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза), и их копии;
  • Копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Что хочется сказать еще. Приказ, в большинстве своем, противоречит, как уже говорилось выше положениям пункта 42 Правил осуществления миграционного учета, следовательно не может быть применен. Будем надеяться, что на местах его почитают, не поймут и… будут работать как раньше.

fector.ru
Причины продления регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в 2019 году
Причины продления регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: