Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2019 году

Неделя статей про коммунальные услуги подходит к концу. Мы рассказали об установленной административной ответственности за нарушение газовой безопасности, о том, от чего зависит расчёт размера платы за коммунальные услуги, обсудили прошедший вебинар об изменениях, произошедшим в сфере КУ.

Тема сегодняшнего разговора – готовящиеся изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Очередные изменения в правилах предоставления коммунальных услуг

Изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг

Проект поправок в ряд постановлений Правительства РФ, касающихся сферы предоставления коммунальных услуг потребителям, опубликован на сайте Минстроя РФ. Ожидается, что документ начнёт действовать в 2019 году.

Наибольшие изменения снова коснутся постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Конкретизируется понятие нежилого помещения. Сейчас таковым считается помещение в МКД, которое не является жилым и не входит в состав общего имущества.

После вступления в силу поправок нежилыми будут признаваться помещения в МКД, обладающие уже перечисленными признаками и указанные в проектной или технической документации на дом или в электронном паспорте дома. К нежилым помещениям приравняют машино-места.

Согласно обновлённому пп. «а» п. 3 Правил коммунальные услуги будут предоставляться потребителям со дня:

  • выдачи застройщику разрешения на ввод МКД в эксплуатацию – застройщику в отношении помещений в этом доме, не переданных им другим лицам по документу о передаче,
  • застройщику разрешения на ввод дома в эксплуатацию, но не до принятия помещения в этом доме по передаточному акту – лицу, принявшему от застройщика это помещение.

Горожанка отсудила у УО 250 тысяч рублей за травму дочери

РСО как исполнитель коммунальных услуг

Ожидается, что поставка холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа в нежилое помещение, отведение сточных вод, будут производиться только после заключения в письменном виде потребителями договоров ресурсоснабжения с РСО.

Если у потребителя в нежилом помещении не заключён такой договор, объём коммунальных ресурсов, потреблённых в помещении, будет определяться РСО расчётными способами.

Уточняются правила предоставления РСО коммунальных услуг потребителям:

  • собственникам и пользователям, если с ними заключён договор до отказа одной из сторон от исполнения договора;
  • собственникам и пользователям, если ими принято решение, предусмотренное ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ – то есть, о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них, если меняется способ управления МКД или выбирается управляющая организация.
  • собственникам и пользователям помещений в МКД, где был расторгнут договор о приобретении УО, ТСЖ или ЖК коммунального ресурса, необходимого для предоставления КУ до заключения нового договора.

РСО будет выступать в роли исполнителя КУ только в одном случае – при непосредственном управлении МКД, или когда ещё не выбрана управляющая организация, не создано ТСЖ и т.п. Если исполнителем КУ в МКД, где расположено нежилое помещение, не является РСО, собственник такого помещения в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения предоставляет исполнителю:

  • копии договоров,
  • показания ИПУ и ОДПУ,
  • данные об объёмах коммунальных ресурсов, потреблённых за расчётный период.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

Антимагнитные пломбы и уведомления через СМС

Пополнится перечень обязанностей исполнителей КУ. В случае принятия поправок исполнителе должны будут:

  • проверять состояние ИПУ, ОДПУ и распределителей в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки,
  • определять размер платы за КУ по отоплению согласно показаниям ОДПУ тепловой энергии, использовать показания ОДПУ холодной и горячей воды, электроэнергии,
  • размещать на своём официальном сайте и на информационных стендах или не реже 1 раза в квартал указывать в платёжных документах данные о последствиях: недопуска исполнителя КУ в согласованные дату и время в занимаемое потребителем помещение для проведения проверки ПУ; несанкционированного вмешательства в работу ПУ.

Предполагается, что исполнители КУ получат право:

  • не чаще одного раза в 3 месяца проверять достоверность передаваемых показаний ПУ,
  • не чаще одного раза в месяц проверять состояние ПУ, если ПУ установлены вне помещений, в месте, доступном для исполнителя без присутствия потребителя,
  • устанавливать при вводе ПУ в эксплуатацию или при проведении проверок на ИПУ и ОДПУ контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб,
  • осуществлять установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ в МКД, собственники помещений в которых не установили соответствующие приборы учёта,
  • уведомлять потребителя о наличии задолженности за КУ по СМС, телефонным звонком с записью, по электронной почте, через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ.

Поквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым

Что может потребовать и что обязан делать потребитель

Ожидается, что потребители смогут требовать от исполнителя КУ:

  • проведения проверок качества предоставляемых КУ, оформления и предоставления актов проверки и устранения выявленных недостатков,
  • составления акта обследования на предмет установления технической возможности установки ПУ,
  • проверки состояния приборов учёта и распределителей в течение 10 рабочих дней со дня получения исполнителем заявки.

Кроме существующих в обязанности потребителей КУ будут входить также:

  • использование ОДПУ в целях учёта потреблённых коммунальных услуг,
  • сохранение установленных исполнителем контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб,
  • своевременная и полная оплата КУ.

Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Плата за КУ и повышающие коэффициенты

Потребитель КУ в МКД вносит плату за КУ, предоставленные ему в жилом и в нежилом помещении. Если дом находится на непосредственном управлении или в нём не выбран способ управления, или выбранный способ не реализован, потребитель в составе платы за коммунальные услуги отдельно заплатит за КУ:

  • предоставленные в жилом или в нежилом помещении,
  • потреблённые при содержании общего имущества в МКД.

Потребитель КУ по отоплению независимо от способа управления МКД платит за эту услугу в целом без разделения платы.

Согласно проекту Минстроя РФ, если в МКД отсутствуют ОДПУ и ИПУ тепловой энергии, объём указанной коммунальной услуги будет определяться по применяемому в таком доме нормативу потребления.

При расчёте цены за тепловую энергию, потребленную в нежилом помещении, в случаях, описанных в п. 41(1) Правил, будут применяться повышающие коэффициенты. В 2016 году они равны 1,4, с 1 января 2019 г. – 1,5.

По показаниям ПУ соответствующего коммунального ресурса будут определяться объёмы электроэнергии, холодной и горячей воды, потребляемых в машино-местах. При отсутствии ПУ – исходя из площади помещения и норматива потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Указанные объёмы будут распределяется между собственниками машино-мест. А при отсутствии ПУ для определения платы также применят повышающий коэффициент.

Напомним, что повышающий коэффициент применяется, если собственник помещения:

  • физическое лицо с регистрацией права собственности (п. 5 ч. 5 ст. 153 ЖК РФ),
  • юридическое лицо при наличии проживающих – повышающий коэффициент применяется к нормативу потребления (п. 5 ч. 5 ст. 153 ЖК РФ),
  • при найме социального использования до заселения (п. 2 ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Нельзя начислять повышающий коэффициент:

  • лицам, принявшим помещение по акту от застройщика (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ),
  • застройщику (пп. 7.2 и 7.4 ст. 155 ЖК РФ),
  • собственнику помещения в ветхом, аварийном жилье, жилье, подлежащем сносу или капитальному ремонту до 2013 года,
  • собственнику помещения, где мощность потребления электрической энергии меньше 5 кВт, максимальный объём потребления тепловой энергии меньше 0,2 гКалл в час, максимальный объём потребления природного газа меньше 2 м³ в час,
  • наймодателю помещения по социальному найму или специализированного жилищного фонда (пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ),
  • арендатору помещения (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 34 169 подписчикам

Материалы к статье

Акт об отказе в доступе к прибору учёта 1 страниц 12 Кб

Акт учёта антимагнитных пломб 1 страниц 21 Кб

Акт о несанкционированном вмешательстве 1 страниц 13 Кб

Статьи по теме

Нередки случаи в практике управляющих организаций, когда они в качестве меры воздействия на неплательщиков ЖКУ избирают способ обнародования списка должников на так называемой “доске позора&rdqu…

С началом каждого года россияне ожидают новые увеличенные тарифы в квитанциях по оплате услуг ЖКХ, не был исключением и 2019 г. В соответствии с уровнем инфляции Правительством РФ был установлен предельный рост тарифов ЖХК на 4,9%, который вступил в силу с 1 июля 2019 г. В 2019 г. произошло изменение системы оплаты вывоза мусора, размер которой определяется теперь местными властями в каждом отдельном регионе. Как пояснили в Министерстве строительства РФ, расчет оплаты за предоставление данной услуги должен осуществляться на основе базового тарифа по обращению с ТКО и в соответствии с количеством человек, проживающих в квартире многоквартирного дома, и имеющих регистрацию по месту жительства. Вместе с тем, при раздельном сборе бытовых отходов приобретается возможность взимания платежей за вывоз мусора с учетом фактического количества и объема мусорных контейнеров. Соответственно, чем больше будут создаваться отходы, не подлежащие сжиганию или захоронению, тем тариф будет ниже. Все жилищные организации с ТКО, обслуживающие многоквартирные дома, до 1 января 2019 г. должны были заключить договора с единым региональным оператором на вывоз мусора, который приобретает право собственности на отходы с возможностью передачи их на переработку. Новая строка в квитанции по ЖХК с 1 января 2019 г. – «Твердые коммунальные отходы».

Общедомовые расходы – уже в платежках с начала 2019 г.

Еще одним нововведением, с которым жители многоквартирных домов столкнулись в 2019 г., является строка в платежном документе об общедомовых нуждах, предполагающая включение в расчетную сумму коммунальных платежей платы за расходы холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Отметим, что расходы на общедомовые нужды будут ограничены нормативами, установленными до 01 ноября 2016 г. каждым отдельным субъектом РФ на основе реального потребления ресурсов. Кроме того, в Правительстве РФ подчеркивают, что данная строка в платежном документе не повлияет на размер платежа, поскольку расходы на общедомовые нужды будут включены в совокупный платеж за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, как утверждают в Правительстве РФ, будут защищены права благонадежных россиян, своевременно оплачивающих услуги ЖКХ, ведь платить они будут только за себя, а не за долги по квартире злостных неплательщиков.

Коммунальные платежи 2019: тарифы на газ, воду, отопление

Рост цен на газ для россиян в 2019 г. был увеличен почти в полтора раза в сравнении с прошедшим годом, и составил порядка 4,9%, при этом для остальных потребителей, газ подорожал в 2019 году на 2,9%, по прогнозам аналитиков в 2018 г. – на 2,4%, в 2019 г. – на 2,1%. Примечательно, что ранее запланированный рост цен на газ составлял не более 3% для населения и не более 2% — для остальных категорий потребителей. Коммунальные тарифы на тепло, по сути составляющие более трети от совокупного платежа российских граждан за услуги ЖКХ, снова существенно подорожают, причем рост тарифов снова будет выше прогнозируемого: в 2019 г. повышение тарифов составило 4,9% вместо ранее ожидаемых 4,1%, в 2018 г. — 4,4% вместо 3,9%, в 2019 г. — 4,1% вместо 3,7%. А вот коммунальные тарифы на водоснабжение будут расти заметно медленнее запланированных, их рост составит соответственно в 2019, 2018 и 2019: 4,9%, 4,4% и 4,1% против прогнозируемых ранее 6,2%, 6% и 4,7%. Также стоит отметить тот факт, что платежи за водоснабжение значительно выросли у тех, кто не установил у себя счетчики. И уже в конце января 2019 г. такие жильцы получили квитанции с новыми суммами. Немаловажным моментом является факт вынесения штрафных санкций для владельцев квартир, не установивших счетчики контроля расхода воды. С января 2019 г. повышающий коэффициент к нормативу потребления воды увеличен в полтора раза, то есть при отсутствии водосчетчиков в квартире, сумма оплаты за потребление возрастет на 50%. На отсутствие штрафных санкций могут рассчитывать в таких случаях только жильцы аварийных и ветхих жилых помещений, где отсутствует возможность установки таких приборов.

Коммунальные платежи 2019: тарифы на электроснабжение 2019

Рост тарифов на электроэнергию в 2019 г. для населения был ограничен уровнем прогнозируемой инфляции и составит: в 2019 г. — 7,1%, в 2018 г. — 5,4–5,9%, в 2019 г. — 5,1–5,6%. Для остальных потребителей электроэнергии, кроме населения: в 2019 г. — 3,9% (вместо ожидаемых 6,3%), в 2018 г. — 3,4% (вместо ожидаемых 4,5%), в 2019 г. — 3,1% (вместо ожидаемых 4%).

Важно! Перерасход электроэнергии и отопления в общедомовых подъездах с 2019 г. оплачивается управляющими компаниями.

Коммунальные платежи в 2019 году: тарифы в некоторых регионах

Правительство РФ на заседании утвердило рост тарифов за услуги ЖКХ на 2019 г. В каждом субъекте РФ также устанавливаются льготы на коммунальные услуги для инвалидов и пенсионеров. Так, в 2019 г. в Москве коммунальные платежи увеличились почти на 7%, это самый высокий показатель рост цен на ЖКХ в России. Не менее чувствительное повышение тарифов произошло и на Дальнем Востоке – для жителей Республики Якутия и Камчатского края рос цен на ЖКХ составил 6%. Немногим меньше будет рост тарифов в республике Башкортостан — тарифы поднялись на 5,6%, в Приморье – на 5%, в Еврейской автономии – на 4,8%, в Магаданской области – на 4,5% и в Хабаровском крае – на 4,1%. Минимальный рост цен на услуги ЖКХ произошел на Чукотке и Сахалине — на 3,4%, в Дагестане и Кабардино-Балкарии – 3,3%, в Северной Осетии — 2,5 %.

Важно! В случае, если доля расходов на услуги ЖКХ в совокупном доходе семьи составляет более 22% (средний расчет по России), такая семья имеет право претендовать на получение субсидии на оплату коммунальных платежей.

Меньше установленного порога регионы могут установить, а вот больше – только в исключительных случаях. Последнее слово остается за региональными органами регулирования тарифов ЖКХ. Максимальные значения роста тарифов для каждого отдельного региона указаны в Распоряжении Правительства РФ, опубликованном на официальном портале правовой информации.

Важно! Новые тарифы за услуги ЖКХ в России вступили в силу с 1 июля 2019 г.

Специалисты ЕИРКЦ подготовили обзор изменений в сфере ЖКХ, которые повлияют на суммы в квитанциях костромичей в новом году. Можно сразу сказать, что все они направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома. Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется. Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

С 2019 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам. Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2019 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления — 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции. Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем — сразу по нормативу.

fector.ru
Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2019 году
Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: