Условия и порядок выкупа земельного участка без торгов в 2019 году

Выкуп земельного участка у администрации в большинстве случаев достаточно выгодно, так как очень часто такие участки продаются по кадастровой стоимости.

Однако, если объявляется процедура проведения публичных торгов (аукцион или конкурс на право заключения договора купли-продажи), встает вполне резонный вопрос, что участок либо может резко подорожать, либо «уйти» к другому покупателю.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

В таком случае есть возможность обойтись без процедуры публичной продажи – выкупить земельный участок без торгов. Что необходимо знать в этом случае?

По закону

В марте 2015 года в Земельном Кодексе РФ начали действовать поправки, которые позволили брать в аренду, получать в безвозмездное пользование, возмездное, бессрочное пользование, а также в собственность земельные участки всем участникам правоотношений в этой сфере двумя путями: с помощью проведения публичных торгов или без таковых.

То есть, возможность приобретения земли в собственность у администрации без торгов теперь имеет официальное закрепление в действующем законодательстве.

В этом же нормативном акте зафиксированы два варианта получения участков в собственность без участия в торгах – путем безвозмездного получения участка или с помощью оформления договора купли-продажи надела. Однако, в самом Земельном Кодексе содержится оговорка, что приобрести участок без торгов (независимо от того, на безвозмездной основе или платно) может далеко не каждый желающий.

Какие земли и когда можно получить без торгов?

Согласно действующему законодательству определенные земельные участки в настоящее время можно получить в собственность без участия в торгах.

К таким участкам будут относиться:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
  • Земли для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства;
  • Для создания фермерского или крестьянского хозяйства, а также для организации сельскохозяйственного производства;
  • Для развития жилищного фонда (в том случае, если договор об осуществлении таких мероприятий заключен именно с лицом, осуществляющим такое развитие);
  • Для формирования инфраструктурных объектов;
  • Для организации религиозных сооружений и памятников (но только для тех представительств религий, деятельность которых не запрещена на территории Российской Федерации).

Этот перечень категорий устанавливается в Земельном Кодексе и может быть расширен только в том случае, если соответствующие изменения будут внесены именно в него.

В остальных случаях без торгов земельные участки предоставлены быть не могут.

Если говорить о том, когда можно оформить переход права собственности без торгов на тот или иной земельный участок, то необходимо отметить, что перед наступлением такого права должны быть соблюдены определенные условия:

  • Выкупаемый земельный участок должен использоваться определенное время потенциальным покупателем по его прямому назначению (в случае, если речь идет о приобретении земли для ИЖС или ЛПХ, а также для фермерского хозяйства);
  • Если были согласованы все планы по развитию жилищного фонда или инфраструктурных объектов;
  • Если необходимость строительства того или иного памятника религиозного культа была доказана в полной мере (например, старый храм разрушается и нет возможности его отреставрировать, так как здание признано полностью аварийным).

Если же такие условия потенциальным собственником соблюдены не были, то в осуществлении сделки может быть отказано.

Безвозмездное и платное приобретение земли без торгов

Так как Земельный Кодекс предусматривает два варианта приобретения участка без торгов – безвозмездно и на платной основе – необходимо отметить, в каких случаях и каким способом можно получить надел.

Перечень оснований для безвозмездного приобретения земельных участков установлен в ст. 39.5 данного нормативного акта:

  • Участок может быть передан безвозмездно в том случае, если в отношении него раньше был заключен договор о полномасштабном развитии застраиваемой территории (например, для строительства жилого комплекса и всего инфраструктурного парка при нем), то договор о передаче земли на безвозмездной основе будет заключен с тем лицом, с которым заключали договор о развитии территории;
  • Если на земле расположены какие-то здания, принадлежащие религиозным или благотворительным организациям – участок передается в эти организации;
  • Участок был в бессрочном пользовании у религиозной организации и использовался для сельского хозяйства – он передается в эту организацию на безвозмездной основе;
  • Участок выделялся для нужд садоводческо-некоммерческого товарищества? Он передается в собственность этому объединению, но на условиях общей собственности всех членов такого объединения;
  • В том случае, если в течение 5 лет участок, предоставленный для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства, использовался по прямому назначению, находясь в бессрочном пользовании, он также передается в собственность;
  • Многодетные семьи, у которых трое и более детей, также могут получить участок в собственность на безвозмездной основе, в том случае, если подготовят все необходимые для подтверждения своего статуса документы;
  • Иные льготные категории граждан, для которых государством предусмотрены меры социальной поддержки в виде улучшения материального или имущественного положения, также могут рассчитывать на приобретение земли в собственность на безвозмездной основе.

Этот перечень случаев, когда участок может быть оформлен в собственность без участия в торгах и без внесения какой-либо платы за него, является исчерпывающим.

В остальных случаях приобретение земли будет стоить каких-то денег, если потенциальному покупателю не удастся доказать, что он имеет право на бесплатное приобретение.

Как формируется цена?

В случае приобретения земли у администрации очень выгодно осуществлять такую сделку без участия в торгах.

Это обусловлено тем, что цена за конкретный участок будет гораздо ниже. Это связано с механизмом формирования цены на конкретный надел.

Так, в случае, если идет платное приобретение земли, стоимость его будет определяться, исходя из аналогичной кадастровой величины. При этом, необходимо знать, что в каждом конкретном случае расчет величины будет осуществляться, исходя из того, для каких целей выкупается участок.

Так, например, в случае использования его под индивидуальное жилищное строительство его стоимость может колебаться от 3 до 100% аналогичной

кадастровой величины

(в том случае, если дом на таком участке еще не возведен).

В том случае, если речь идет об использовании земельного участка для организации сельскохозяйственного производства (если невозможно безвозмездное развитие участка), то здесь цена не может быть большое 3% от кадастровой стоимости конкретного надела.

В случае с приобретением участка на торгах – величина будет рассчитываться от кадастровой до средней рыночной стоимости на конкретный тип участков.

Алгоритм выкупа

У процедуры выкупа земельного участка у администрации есть свой алгоритм действий, при тщательном соблюдении которого на выходе покупатель получает в свою собственность желаемый надел.

Состоит такой алгоритм из нескольких шагов:

  1. Подбор земельного участка (осуществляется он либо путем поиска объявлений в печатных СМИ, официально аккредитованных на размещение такой информации от администрации муниципального образования или субъекта Федерации, либо через публичную карту земель, размещенную на сайте Росреестра);
  2. Обращение в администрацию с заявлением о предварительном согласовании возможностей заключения сделки (на этом этапе проверяется возможность приобретения конкретного участка и информация о том, поставлен ли он на кадастровый учет или нет);
  3. Получение потенциальным покупателем кадастровых документов на конкретный участок, а также, при необходимости, осуществление межевых мероприятий на нем;
  4. Подача в администрацию заявления о согласовании сделки и заключении договора купли-продажи участка или о вынесении постановления главы администрации о безвозмездной передаче в собственность участка (к такому заявлению необходимо приложить все те документы, которые попросят подготовить в администрации, а также те бумаги, которые могут подтвердить право выкупить земельный участок без торгов или получить его в собственность на безвозмездной основе);
  5. Заключение договора купли-продажи (так как именно на его основе будет осуществляться приобретение конкретного земельного участка) по итогам проведенных взаимных консультаций между сторонами, а также после полного согласования всех необходимых нюансов (например, порядка перечисления денежных средств от покупателя к администрации);
  6. Получение свидетельства о праве собственности на конкретный участок (на основе договора купли-продажи или постановления главы администрации).

В том случае, если оформление участка будет осуществляться на безвозмездной основе, в данном алгоритме будет небольшое изменение, так как договор купли-продажи будет заменен на соответствующий документ о безвозмездной передаче земли в собственность лицу, подавшему заявление об этом.

Разница между юридическими и физическими лицами

Разница в осуществлении процедуры выкупа земельного участка без торгов между юридическими и физическими лицами есть достаточно большая:

  • Количество оформляемых документов для юридического лица значительно больше, так как кроме подтверждения своего права на участие в процедуре выкупа земельного участка без торгов юридическому лицу потребуется еще и оформить в соответствующем виде информацию, для каких именно целей такой участок будет приобретаться;
  • Увеличение временных рамок для совершения сделки (это обусловлено увеличенным количеством документов для юридических лиц, которые следует подвергнуть тщательной проверке);
  • Стоимость оформления всех документов (для юридического лица госпошлина будет больше, нежели для физического лица).

Это ключевые отличия между физическими и юридическими лицами.

По этой причине более удобным можно рассматривать тот вариант, когда первичное оформление земли без торгов будет осуществлено на физическое лицо, а потом выполнена классическая купля-продажа, но уже юридическому лицу.

Выкупить землю без торгов у администрации возможно стало с марта 2015 года, когда вступили в силу поправки в Земельный Кодекс. Однако, для того, чтобы такая процедура могла быть осуществлена, необходимо полностью соответствовать предъявляемым к таким категориям лиц требованиям и уметь доказывать свое право на приобретение земли без участия в конкурсных процедурах.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Желающим приобрести в упрощенном порядке земельный участок, находящийся в частной, государственной или муниципальной собственности, полезно знать актуальную на 2019 год информацию о преимущественном праве выкупа таких земель.

Преимущественное право выкупа арендуемого земельного участка

Об аренде

Особенности аренды земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) (ст. 22) [2], Гражданским кодексом (ГК РФ) (ст. 606-625) [1] и другими законами в земельной сфере. В соответствии с ЗК РФ, арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

Изменения в законодательстве

С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. [6] были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков потеряли, таким образом, свою силу. Однако, данные положения сохранились в Гражданском Кодексе.

В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

П. 8 ст. 22 ЗК РФ устанавливал, что «арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет преимущественное право его покупки в случае продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу». Исключение составляли случаи, когда на участке были здания или строения, принадлежащие другому лицу.

 Статья 621 Гражданского Кодекса РФ устанавливает преимущественное право арендатора заключать договор аренды на новый срок. При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.

Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества: переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.

В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства

Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. [4]. Согласно данному закону, арендуемое имущество планируется выставлять на продажу по рыночной цене, определяемой независимым оценщиком.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. [5], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, партнерства, производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:

  • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;
  • среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий;
  • суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.

Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать следующие субъекты малого и среднего предпринимательства:

  • кредитные организации;
  • страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);
  • инвестиционные фонды;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  • организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ);
  • организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Условия реализации преимущественного права

Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договорами аренды такого имущества;
  • отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Порядок реализации преимущественного права

Порядок реализации преимущественного права арендаторов (субъектов малого и среднего предпринимательства) на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Уполномоченные на осуществление приватизации органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления должны направить арендатору предложение о заключении договора и проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

Если субъект малого или среднего предпринимательства желает использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, согласен с ценой договора, а также погашает всю задолженность, то в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если в уполномоченный орган поступает заявление об отказе в использовании права выкупа, в течение 30 дней не обжалуется положение, не подписывается проект договора купли-продажи, то субъект утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

Преимущественное право выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс: приобретение сельхозучастка без торгов

В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду гражданину или юридическому лицу, которые используют их   надлежащим образом не менее трех лет. Надлежащее использование должно быть подтверждено документально, согласно перечню документов, установленных Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.

Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.

А что в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]:

  1. Арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
  1. Арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
  1. Сельскохозяйственные организации и КФХ могут получить земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год), в случае фактического использования земли, находящейся в муниципальной собственности и выделенной в счет земельных долей.

При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте информацию о возможности приобретения земельного участка.

  1. Преимущественное право приобретения земельных участков сельхозназначения имеют также сельскохозяйственные организации и КФХ, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
  1. Земельные участки сельхозназначения, продаваемые частными лицами, имеют преимущественное право выкупа субъектами РФ или муниципальными образованиями. Продавец такого участка обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продажи с указанием цены, размера и местоположения участка, а также срока (в пределах 90 дней), до истечения которого необходимо провести взаимный расчет.

При этом, если орган государственной власти откажется приобретать участок по предложенной продавцом цене, то продавец вправе в течение 1 года продать землю по данной цене третьему лицу. Продажа по более низкой цене допускается только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.

Преимущественное право покупки доли земельного участка

Преимущественное право покупки земельной доли установлено ст. 250 ГК РФ. Если собственник намерен продать долю в праве общей собственности (в том числе на земельный участок) постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. Преимущественное право покупки сособственников исчезает в случае 1) продажи имущества на публичных торгах,  2) если на земельном участке расположено здание. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.

Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если участники отказываются выкупить у собственника его долю. При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.

Особенности продажи доли земельного участка сельскохозяйственного назначения

При продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ [3]). В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом государственной власти субъекта РФ или муниципалитетом. Только в случае их отказа от приобретения участка по предложенной цене, землю можно продать любому лицу.

Преимущественное право выкупа земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения

Выкуп участка, на котором расположено здание, из государственной или муниципальной собственности

 В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ, регулирующая право на приобретение земельных участков государственной или муниципальной собственности с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями. Данный вопрос теперь рассматривается в  главе V.1 ЗК РФ. В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, продаются собственникам таких зданий и сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.

В статье 39.20 ЗК РФ обозначено, что собственники зданий и сооружений (граждане, юридические лица) имеют даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены эти здания и сооружения. Если на участке находится несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания (сооружения) или помещений в нем должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание (сооружение) или помещениям в них. Отступление от этого правила возможно при согласии всех правообладателей здания либо по решению суда.

Преимущественное право выкупа участка, на котором расположено здание, из частной собственности

В статье 35 ЗК РФ указано, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, земля может быть продана любому стороннему лицу, причем, по установленной цене, иначе собственник здания может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя через суд в течение 3 месяцев.

Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.

Список использованных источников:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. – http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_17.html.
  2. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
  3. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164516/ .
  4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
  5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.

6. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/

fector.ru
Условия и порядок выкупа земельного участка без торгов  в 2019 году
Условия и порядок выкупа земельного участка без торгов  в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: